Налоговые поступления в бюджет в прошлом году увеличились в полтора раза по сравнению с 2000 годом - этим радостным сообщением поделилось недавно с общественностью Министерство по налогам и сборам. Помимо ужесточения порядка взимания налогов, свою роль в этом достижении сыграла либерализация налоговых ставок. Ведь главной задачей проводимых реформ в сфере налогообложения был и остается рост налоговых поступлений в бюджет, чего государство собирается достичь, создав благоприятные условия для выхода бизнеса из тени. В этом году правительство готово понизить ставку одного из самых собираемых налогов - налога на добавленную стоимость и упорядочить взимание платежей с малого бизнеса и участников соглашений о разделе продукции, приняв новые главы Налогового кодекса.
Между тем в российском налоговом законодательстве остаются серьезные пробелы, в результате которых теряет деньги государственный бюджет и возникают условия, мешающие развитию бизнеса. Так по крайней мере считают эксперты Института экономики РАН, подготовившие совместно со своими коллегами из Канады аналитический доклад о состоянии налоговой системы в нашей стране.
Любопытно, что, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, многие одобренные в прошлом году механизмы налогообложения могут быть вновь пересмотрены. Это прежде всего касается налога на прибыль, система взимания которого была либерализована в прошлом году. Напомним, что с первого января этого года предприятия и организации платят в виде налога не 35, как это было раньше, а 24% своей прибыли. Однако вместе с понижением ставки одного из основных налогов были отменены все льготы, в том числе и инвестиционные, что вызвало недовольство многих бизнесменов, обоснованно заявивших о том, что это мешает развитию предприятий. Инвестиционная льгота, которая существовала раньше, позволяла выводить из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на модернизацию производственных мощностей. Как считают в Министерстве по налогам и сборам, эта льгота использовалась не только для инвестиционной деятельности, но и для уклонения от уплаты налогов. Согласно данным МНС, только из-за существования этой нормы бюджет ежегодно терял более 100 млрд. руб. Впрочем, бизнес все равно нарушает закон: как говорят сами предприниматели, они вынуждены любыми путями уводить из-под налогообложения средства, которые они хотели бы направить на развитие производства. Спорить тут действительно есть о чем: по данным за 2000 год, инвестиции в основной капитал составили 1013 млрд. руб.
Как будет решаться эта проблема, пока непонятно. В Минфине не заинтересованы в снижении поступлений в бюджет, которое неизбежно произойдет в результате восстановления инвестиционных льгот. Что касается депутатов, то, по словам зампреда комитета по бюджету и налогам Ашота Егиазаряна, снижение ставки до 24% вполне сможет компенсировать полную отмену льгот. Тем более нецелесообразно, считает депутат, вести речь о том, чтобы, например, сохранить эту льготу для какой-то отдельной категории предпринимателей. В то же время и бизнес, и ученые уверены - отмена инвестиционных льгот, хотя и расширяет базу налогообложения, грозит "отходом от налогового механизма стимулирования и регулирования инвестиционной деятельности", а значит, препятствует развитию бизнеса в стране.
Ученые не согласны и с механизмом взимания платежей за пользование природными ресурсами. Казалось бы, введенный в прошлом году вместо существовавших ранее акциза на нефть, роялти и отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) единый налог на добычу полезных ископаемых удовлетворил и государство, и добывающие компании. Однако ученые считают, что можно создать более эффективный механизм взимания платежей за пользование природными ресурсами, разработав нормативы отдельно для каждого месторождения. В этом случае создаются условия для более полного извлечения сырья, что увеличит поступления в государственный бюджет. Даже при благоприятной конъюнктурной ситуации государство в виде налогов и таможенных пошлин, по разным оценкам, получило в 2000 году от продажи одного барреля нефти только половину мировой цены, тогда как в европейских странах эта доля достигает 70%. По мнению ученых, введение указанных механизмов позволит создать условия для снижения ставки НДС на 5% (напомним, что сейчас обсуждается ее снижение на 3-4%). Однако и в правительстве, и в Думе считают введение такого механизма платы за пользование природными ресурсами проектом не самого близкого будущего. Депутаты, в целом соглашаясь с предложениями ученых, считают, что финансовых возможностей проведения оценки каждого месторождения пока нет.