0
1028
Газета Экономика Интернет-версия

22.01.2002 00:00:00

Александр Шохин: Геращенко не может "подарить" ВТБ государству

Тэги: шохин, геращенко, втб


- Александр Николаевич, почему решение о приватизации Внешторгбанка на совещании у премьера принималось без главы ЦБ Виктора Геращенко?

- Во-первых, решение о допуске иных, кроме государственных, акционеров обсуждалось в октябре на заседании правительства, где докладывал Геращенко. Поскольку окончательное решение во многом совпадает с предложениями ЦБ о допуске к числу акционеров ЕБРР в рамках новой эмиссии, то можно согласиться с тем, что присутствия Геращенко не требовалось. Речь шла об учете предложений, на которых он настаивал. В том числе и в известном письме президенту Путину, где Геращенко жаловался на желание правительства видеть ЕБРР в числе акционеров уже сейчас.

- Почему же правительство настаивает именно на такой очередности: сначала ЦБ выходит из капитала ВТБ, а лишь потом - продажа акций Европейскому банку реконструкции и развития?

- Честно говоря, новая эмиссия допускает возможность вхождения новых акционеров, в том числе и правительства и ЕБРР. Но если речь идет о том, что в любом случае сначала ЦБ должен выйти из капитала, а потом - вводиться другие акционеры, то эту схему практически нельзя реализовать. Правительство не может заменить ЦБ в качестве акционера. В том числе и потому, что для этого правительству надо выкупить долю, а сделать это никак невозможно.

- Потому что доля ЦБ составляет почти 100%?

- Дело не только в доле, но и в абсолютных размерах. А он составляет без малого 2 миллиарда долларов. И правительство, естественно, не может найти таких денег. Если ЦБ выходит полностью, а не просто передает свою долю в доверительное управление, то это значит, что их кто-то должен купить. На основании ныне действующего закона о ЦБ он является собственником своих долей и акции находятся у него в собственности. Хотя были предложения изменить закон о ЦБ таким образом, чтобы он оказался временным доверительным управляющим, а собственность была государственной, коей управляет правительство, временно перепоручающее ЦБ управлять от своего имени. Но ныне действующий закон - правильно он это делает или нет - трактует доли Центробанка как его собственность. В этой связи отчуждать эту собственность без финансового возмещения в принципе невозможно. Центральный банк не может подарить свои доли правительству. Теоретически дарственная может иметь место, но это нестандартный вариант гражданско-правовых отношений. По идее передача правительству должна сопровождаться выплатой соответствующей компенсации. У правительства такой возможности сейчас нет. Она не предусмотрена бюджетом. Если речь идет о схеме передачи активов правительству, то я, честно говоря, не вижу правовых оснований для ее реализации.

- Сейчас все заговорили о том, что перед Геращенко вопрос стоит так: Внешторгбанк или независимость. Кто выигрывает от этой сделки?

- Судя по тому, что правительство затягивает рассмотрение закона о ЦБ, конечно, может возникнуть и подобная версия. Но тем не менее ЦБ не может уступить ВТБ государству, не получив возмещения в виде размера уставного капитала, - нынешний закон не позволяет это сделать. Я не понимаю, как может Геращенко, вступив в сделку с правительством о размене независимости на ВТБ, его отдать - закон требует именно продать эту долю. Получается, что Центральный банк должен прокредитовать правительство. То есть дать ему кредит на длительный срок, в течение которого правительство оплатит стоимость ВТБ. Причем не рыночную, а номинальную стоимость капитала. Коль скоро ЦБ такие кредиты начал давать через ВТБ "Газпрому", то я не удивлюсь, если ЦБ прокредитует передачу ВТБ правительству. Это возможный и, пожалуй, единственный вариант, когда ЦБ даст кредит не напрямую, а по более сложной схеме - через посредника правительству, за счет которого оно купит ВТБ у ЦБ, а затем уже пригласит ЕБРР в качестве одного из акционеров и начнет процесс приватизации под собственным контролем.

- Создается впечатление, что это интрига закручена самим Геращенко.

- Я могу только предположить, что изначально Геращенко видел систему следующим образом: ВТБ и все загранбанки как его некие дочерние учреждения. И было похоже, что Геращенко хочет оставить эту систему в качестве некой компенсации за свой уход с поста председателя ЦБ, ведь его полномочия скоро истекают. И складывалось ощущение, что Геращенко готов пожертвовать Центральным банком во имя ВТБ и загранбанками. А сейчас ситуация, похоже, поменялась на прямо противоположную: ВТБ "сдается", и ставка делается на сохранение независимости ЦБ. Но, учитывая, что Геращенко через полгода прекращает фактически исполнение своих полномочий, непонятно, ради кого он старается. Может, и ради самого себя - вдруг ему обещан еще один срок и он демонстрирует полную лояльность в ответ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
644
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
576
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
569
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
652

Другие новости