В ближайшее время изменения должны коснуться законодательных механизмов использования самой значительной части территории страны - лесной зоны, которая составляет 64,1% всего земельного фонда страны, или 1096,2 млн. га. Реформирование лесного законодательства крайне необходимо для государства: бюджет ежегодно теряет значительные суммы от нерационального использования лесных ресурсов.
Серьезность положения подтверждают проверки, проводимые и Министерством природных ресурсов, и Счетной палатой. Данные ведомства Сергея Степашина, озвученные на последней коллегии СП, говорят о неэффективности использования лесного фонда и потерях государственной казны. В частности, в 2000 году в бюджетную систему РФ и на счета лесхозов поступили платежи за использование лесным фондом и внебюджетные средства в объеме 8,8 млрд. руб. Однако с 1998 по 2000 год рост задолженности лесопользователей составил 8%. Убытки от использования заниженных по сравнению с аукционной ценой ставок лесных налогов, которые устанавливали правительство и органы власти субъектов Федерации, составили за это время более 5 млрд. руб. Парадокс, вряд ли имеющий аналоги в мире: государство ежегодно вынуждено тратить на воспроизводство лесных ресурсов больше, чем оно получает от платежей за их использование.
Результаты проверок Министерства природных ресурсов говорят о значительных нарушениях лесного законодательства. Нелегальная, проводимая безжалостными методами вырубка леса, мало уступающая по своим последствиям лесным пожарам, стала настоящим бичом для страны. Согласно данным МПР, в первом полугодии 2001 года незаконная вырубка составила 62,3 тыс. куб. м. Ущерб оценивается в 1,66 млрд. руб. Нарушаются и условия заключенных с лесозаготовителями договоров. Как заявил корреспонденту "НГ" первый замминистра МПР и руководитель Лесной службы России Юрий Кукуев, результаты проведенной в прошлом году проверки показали, что условия заключенных договоров (а их на сегодня около 3 тыс.) не выполняются в 15-20% случаев. Более того, серьезно устарели законодательные акты о лесопользовании. Даже многие положения Лесного кодекса, вступившего в действие ровно 5 лет назад, неадекватны современным условиям хозяйствования.
Лесная служба, входящая в состав Минприроды, уже ужесточила требования к лесозаготовительным организациям. С частью из них договора расторгнуты. МПР работает над пересмотром положений законодательных актов, регламентирующих правила лесопользования. В частности, готовятся поправки в Лесной кодекс, фактически представляющие собой его новую редакцию, а также глава Налогового кодекса о лесном налоге. Изменения претерпит система исчисления лесных платежей. Например, будет существенно повышена плата за отпускаемую на корню древесину, что, по замыслу МПР, с одной стороны, должно значительно повысить бюджетные доходы, а значит, создать дополнительный резерв для восстановления лесов. С другой - это заставит арендаторов более рационально вырубать лесные участки, которые сегодня зачастую используются только на половину.
Уже в ближайшее время должны быть приняты меры, направленные на сокращение потерь государства от незаконной вырубки леса. Бороться с нарушителями ведомство Артюхова будет совместно с МВД, ФСБ, налоговой полицией, таможенными органами. Правительство должно принять постановление о создании межведомственной комиссии по борьбе с незаконной вырубкой леса. Наряду с этим будут существенно расширены и полномочия государственной лесной охраны. Она сможет контролировать организации, занимающиеся переработкой древесины.