В этом году нижняя палата парламента должна принять Таможенный кодекс - документ, от которого во многом зависят условия внешнеэкономической деятельности отечественного бизнеса и приток иностранных инвестиций в Россию. Вчера в Государственной Думе состоялось первое расширенное заседание таможенного подкомитета, посвященное обсуждению проекта ТК в рамках подготовки его ко второму чтению.
Как рассказал "НГ" глава подкомитета и бывший глава Государственного таможенного комитета Валерий Драганов, депутатам предстоит рассмотреть более трех тысяч поправок, включая правительственные, которые представляют собой фактически новую редакцию кодекса. Несмотря на высокую степень согласованности рассматриваемого варианта, у депутатов есть к нему немало возражений.
Напомним, работу над поправками в Таможенный кодекс правительство вело более года, и, перед тем как он был внесен в нижнюю палату парламента, Государственному таможенному комитету (ГТК) и Минэкономразвития, ответственным за подготовку проекта, пришлось преодолеть немало разногласий. Главной целью разработчиков было приведение таможенного законодательства в соответствие с нормами ВТО и улучшение условий для внешнеэкономической деятельности. Необходимость принятия этих мер была очевидна всем: существование многочисленных подзаконных актов не только усложняет прохождение таможенных процедур, но создает благоприятную почву для коррупции. Сложившаяся на российской таможне ситуация является одной из причин, мешающих иностранным инвесторам вкладывать капиталы в Россию. Но главные пострадавшие - отечественные импортеры и экспортеры, постоянно вынужденные преодолевать многочисленные, в том числе надуманные, бюрократические препоны.
Подготовленный ГТК и Минэкономразвития документ предусматривает, в частности, более справедливое взимание таможенных сборов, отвечающее нормам ВТО. Размер этих сборов не может превышать приблизительной стоимости затрат таможенных органов на совершение всех операций, а конкретные размеры сборов будет устанавливать правительство. В проект также включен раздел, посвященный защите прав интеллектуальной собственности на таможне, а значит, в нашей стране должны появиться дополнительные механизмы для борьбы с пиратской продукцией.
Однако депутаты считают, что далеко не все требуемые нормы нашли отражение в правительственном варианте. У депутатов, по словам Драганова, есть до девяти концептуальных возражений к редакции Таможенного кодекса. Депутаты считают, что кодекс недостаточно четко устанавливает пределы полномочий таможенных органов: они фактически получают возможность трактовать закон по своему усмотрению, считает Драганов. Например, ГТК может бесконечно расширять перечень документов, необходимых для прохождения таможни, а сумма обеспечения платежей фактически превышает величину самих сборов. Кроме того, правительственный вариант не только не снизил, но и увеличил число отсылочных норм - с 80 до 90. Депутаты также хотят минимизировать возможности для внесудебных решений таможенных органов и создать условия, при которых все конфликты между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности решались бы в судебном порядке.
В ходе подготовки Таможенного кодекса ко второму чтению депутатам предстоит не только убедить правительство в необходимости принятия предложенных ими поправок, но и сбалансировать интересы ГТК и отечественного бизнеса, представители которого также подготовили свои поправки к кодексу. Как считает Драганов, ГТК будет неохотно идти на дальнейшую либерализацию таможенного режима. Между тем законодательство "уже предусматривает довольно жесткие меры административной и уголовной ответственности за нарушения ТК, а значит, правила игры должны быть максимально либеральными", - подчеркивает депутат.
Между тем правительство продолжает проводить меры, направленные на либерализацию таможенного режима. Согласно правительственному постановлению, с 14 февраля 2002 года в России отменяются ставки вывозных таможенных пошлин на ряд товаров. В частности, отменяется 5-процентная пошлина на экспорт золота, что открывает новые возможности нашим золотопроизводителям по выходу на зарубежные рынки.