Праздники кончились. И не исключено, что российское правительство встречало новый год в нынешнем составе последний раз. Один из основных критериев, по которому оценивается эффективность работы кабинета министров, - а именно уровень инфляции - стал бомбой, заложенной под премьерское кресло. За две недели нового года, по данным Госкомстата, инфляция составила 1,2%. Особенно тревожным этот факт делает то, что почти все дни из этих двух недель были нерабочими и вся деловая жизнь если не совсем замерла, то по большей части находилась в полусонном состоянии.
Экстраполируя достигнутую в январе инфляцию на год, мы получим 33%, то есть в три раза больше, чем предполагалось. Напомним, что в этом году российское правительство решило сделать вторую попытку и удержать инфляцию в рамках 12-14%. Реалистичность подобных планов с каждым днем становится все более эфемерной. Свою лепту в раскручивание маховика инфляции внесут и естественные монополии, которые уже в этом году существенно увеличат тарифы на свои услуги - до 35%.
Нельзя не учитывать и тот факт, что в этом году России предстоит выплатить около 14 млрд. долл. внешнего долга, а впереди - еще более тяжелый 2003 год, на который приходится пик платежей - 19 млрд. долл.
Такая мрачная картина усугубляется и тем, что цены на российскую нефть существенно упали - до 17 долл. за баррель. Не принимать во внимание такой бюджетоформирующий фактор просто невозможно. Средняя цена нефти в прошлом году составляла около 24 долл. за баррель, что позволило нивелировать явные промахи проводимых реформ. Однако золотой дождь кончился. Оставляя в стороне пересмотр бюджета, который пришлось сделать правительству в процессе его утверждения, - факт сам по себе беспрецедентный, - уже сейчас можно сказать, что даже неоднократно исправленный вариант основного финансового документа страны остается нереалистичным. И скорее всего, несмотря на все заверения правительства, первой жертвой, на которую пойдет кабинет министров, станет урезание расходов на социальную сферу - мера, никак не способствующая укреплению авторитета власти, однако правительство просто будет не в силах выполнить свои обязательства перед бюджетниками.
Более того, в последнее время Центробанк прилагает титанические усилия для поддержания российской валюты, проводя массированные интервенции. Так, только с 11 января они, по оценкам дилеров, составили порядка 1 млрд. долл. Естественно, что Банку России не удалось увеличить золотовалютные резервы, которые по-прежнему остаются на уровне начала августа прошлого года. Представители ведомства Виктора Геращенко объясняют это принятием закона о снижении уровня продажи валютной выручки экспортерами, однако эксперты считают, что в основном это связано с усилиями Центробанка не допустить резкого падения курса рубля.
Самое неприятное, что резкое ухудшение экономической ситуации всегда сопровождается поиском виновных, и негативные последствия дестабилизации экономической ситуации неминуемо ведут к дестабилизации политической, за которой неизбежно последует раскол общества и "закручивание гаек" властями. Причем усиление давления со стороны властей фактически уже началось - активизация деятельности Генпрокуратуры в последнее время это подтверждает. В прошедшие два года политическая стабильность в нашей стране обеспечивалась исключительно благоприятной экономической ситуацией. За это время успел сформироваться мощный деловой слой, который в случае ухудшения экономической ситуации может стать значительной оппозиционной силой, противостоящей власти, фактически отходящей от либеральных реформ.