В ходе начавшейся весенней сессии Государственная Дума рассмотрит один из самых спорных и вместе с тем крайне важных для России вопросов - будущее земель сельскохозяйственного назначения. Как недавно заявил спикер нижней палаты Геннадий Селезнев, в Госдуме будет создана специальная комиссия по разработке консолидированного депутатского законопроекта, который и призван ответить на вопрос, как будет осуществляться оборот сельхозземель. На сегодняшний день в Думе существует несколько проектов этого закона. Одновременно над своим вариантом работают и в Минсельхозе. В конечном итоге закон должен регламентировать вопросы не только купли-продажи, но и аренды, наследования, залога земли.
Земельный вопрос был всегда одним из самых острых для нашей страны. В ходе перестройки и особенно с началом массовой приватизации предприятий с новой силой развернулись споры о том, должна ли земля стать в условиях новых рыночных отношений объектом купли-продажи, как и любая другая собственность. Позиции различных политических сил были непримиримы. Земельный кодекс, обсуждавшийся шесть лет - начиная с 1994 года, был принят в прошлом году только после исключения из него вопроса об обороте земель сельхозназначения. Напомним, что Земельный кодекс в нынешнем виде регламентирует правила оборота около 2% всей земли - участки в городах, поселениях и под промышленными предприятиями. Земли сельскохозяйственного назначения - это 23,7% земельного фонда страны, или 406 млн. га.
Как и во все времена российской истории, земельный вопрос имеет не только экономическое, но и политическое содержание. Традиционно левые силы активно отстаивают идею отказа от продажи земель и приоритет аренды, правые - фактическую либерализацию земельного рынка. Но победить в споре о будущем российской пашни не смогут ни те, ни другие. Де-факто оборот земли уже существует, и игнорировать это невозможно. Кроме того, частная собственность на землю закреплена российской Конституцией, и на сегодняшний день в ней уже находится более 60% земель сельхозназначения. Крайняя правая позиция также не имеет шансов стать компромиссной: абсолютно свободного рынка земли нет нигде. В странах, которые мы обычно называем развитыми, государство тем или иным способом влияет на оборот сельскохозяйственных земель.
Однако там, где заканчиваются политические дебаты и борьба за голоса и влияние на избирателей, разговор переходит в плоскость поиска единой позиции, которая должна не только удовлетворить амбиции сторон, но и создать действительно эффективную систему оборота сельхозземль, не допуская при этом угрозы национальной и экономической безопасности страны и учитывая интересы крестьянина. Сегодня это очевидно большинству законодателей. Поэтому главной темой бурных дебатов при подготовке проекта закона станут масштаб государственного контроля и степень ограничения оборота сельхозземель. Нужен ли образовательный ценз при разрешении на покупку земли или собственник, который в состоянии нанять агронома, сможет эффективно распоряжаться землей, не имея специального образования, а все дополнительные требования будут носить декларативный характер и станут дополнительной почвой для коррупции? Какие механизмы должны работать при изъятии земли в случае ее нецелевого использования и неиспользования вообще? Каким должен быть размер максимального земельного владения и должны ли его устанавливать регионы? Как оградить российскую землю от иностранцев? Особняком стоит вопрос о владельцах земельных паев, которых на сегодняшний день из всех владельцев земли более 90%. Это бывшие члены колхозов и работники совхозов, получившие землю после реорганизации сельхозпредприятий, или их наследники. Как защитить их права и при этом не допустить дробления земли?
Единая позиция по всем этим вопросам должна быть найдена уже этой весной. Как считает депутат Госдумы и бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов, закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения необходимо принять именно в эту сессию, иначе он будет снова отложен на неопределенное время. Осень - в связи с обсуждением бюджета - не самое удачное время для подготовки и обсуждения других сложных и спорных документов. А затем наступит 2003-й, год выборов в Государственную Думу. Тогда вопрос о судьбе сельхозземель неизбежно станет разменной монетой в политических играх за голоса избирателей.