Наконец-то обнародованы наиболее полные данные о планируемых военных расходах России на 2002 год. Несмотря на то что многие разделы оборонного бюджета засекречены, в подписанном накануне Нового года президентом финансовом плане страны есть данные, которые в достаточной степени характеризуют основные намерения Кремля в отношении дальнейшего реформирования силовых структур государства. Несложный подсчет и анализ данных, приведенных в открытых приложениях к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" говорят о том, что в структуре расходной части бюджета совокупная доля средств, выделяемых на военные нужды в сравнении с 2001 г. снижена более чем на 5% и составляет лишь ее четвертую часть, или 494,6 млрд. руб.
При этом по отдельным силовым статьям бюджета рост финансовых средств предполагается значительный. Так, по статье "военная реформа", которая не входит в раздел "национальная оборона", по сравнению с 2001 г. финансовые средства сейчас увеличены в 4 раза и составляют 16,5 млрд. руб.
Обращает на себя внимание, что, несмотря на предполагаемое снижение цен на энергоресурсы и возможный секвестр бюджета, впервые в бюджете-2002 по сравнению с прошлыми годами запланированы значительные средства на международные обязательства России, которые должны быть выполнены. На 72% увеличены расходы на утилизацию вооружений (они также не учитываются в статье "национальная оборона", хотя составляют 10,3 млрд. руб.). Также в бюджете страны в разделе "международная деятельность" появилась новая статья, которая предполагает расходы по реализации международных обязательств России в сфере военно-технического сотрудничества (1,4 млрд. руб.). Иными словами, впервые за многие десятилетия Россия спланировала средства, которые пойдут на военную кооперацию с другими странами в производстве вооружений, в том числе РФ впервые (и это нонсенс!) начнет покупать некоторые виды вооружений, а также специальную военную технику и аппаратуру, которая в стране уже (или еще) не производится.
С учетом того, что армия будет сокращаться в 2002 г., произойдет структурная перестройка расходов, связанных с финансированием ВС РФ. По словам заместителя министра обороны России Любови Куделиной, военный бюджет России на 2002 г. сформирован таким образом, чтобы большая часть средств направлялась на боевую подготовку войск и развитие Вооруженных сил. На эти цели будет направлено около 56% всех оборонных бюджетных денег. Скажем, расходы на НИОКР, ремонт и перевооружение армии увеличатся на 27 млрд. руб. Но, если сравнивать приведенную сумму с потребностями армии и ценами на военную продукцию, увеличение это незначительное - оно не позволяет обеспечить кардинальное обновление войск боевой техникой и оружием. Как известно, это планируется сделать после 2005 г., когда, по планам Кремля, должны увеличиться экономическая мощь и ВВП страны.
Как уверенно заявляет Любовь Куделина, в 2002 г. произойдет приравнивание должностных окладов военнослужащих к окладам госслужащих, что будет, по ее мнению, означать их рост в 2-2,5 раза. Может быть, на бумаге это так и будет выглядеть, но после отмены с 1 июля компенсаций взамен удерживаемого подоходного налога и пенсионной надбавки реальное повышение уровня денежных доходов военнослужащих будет незначительным, что подтверждают и сухие цифры бюджета-2002.
Реальный рост запланированных бюджетных расходов на повышение зарплаты офицерам и прапорщикам произойдет не в разы, а всего в среднем максимум на 35,2%. Но этот рост запланирован, во-первых, без учета инфляции, а во-вторых, без учета расходов средств офицеров на коммунальные услуги, за которые им с 1 июля придется платить полностью.
Видоизмененная система финансирования офицерского корпуса страны спланирована сейчас таким образом, что на какое-то реальное повышение денежных доходов могут рассчитывать только младшие офицеры. А подполковники и полковники, имеющие богатый боевой опыт, вынуждены будут уходить на гражданку. При этом на первичных офицерских должностях стоит каждый третий офицер-двухгодичник или выпускник краткосрочных офицерских курсов. И именно эти люди в ближайшее время будут заменять уволенных старших офицеров, у которых за плечами полноценное военное училище и военная академия. Стремясь омолодить армию, руководство страны, само того не замечая, выхолащивает из ее рядов наиболее подготовленных офицеров.
Последствия таких действий мы уже наблюдали на примере других постсоветских республик, скажем, Узбекистана и Киргизии. Руководство этих республик после распада СССР не создало стимулирующих условий службы для опытных офицеров, и они в массовом порядке переводились в Российскую армию. Их же замещали национальные кадры, получившие военное образование на военных кафедрах в гражданских вузах. Итог таких способов формирования армий оказался печальным. И сейчас безопасность этих государств в известном смысле обеспечивают войска США и других стран НАТО, которые намерены у них оставаться на долгосрочной основе.