Нефть вновь подешевела. Причем сразу на 4%. По сообщениям агентства Bloomberg, цена февральских фьючерсных контрактов на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже в понедельник упала на 79 центов и составила 18,89 долл. за баррель. Уважаемое агентство связывает столь ощутимое падение цены на черное золото метеорологическими причинами - прогнозы синоптиков предвещают потепление на северо-востоке США. Это резко снижает спрос на углеводородное сырье, тем более что его запасы в стране на 7,5% превышают прошлогодний уровень. На Международной нефтяной бирже в Лондоне в тот же день наблюдалась примерно та же картина - цена на Brent снизилась на 5,2% и составила 19,78 долл. за баррель. Российская Urals c доставкой в порты Западной Европы стоила 18,28 за баррель - ее цена по сравнению с предыдущими торгами "похудела" почти на доллар.
Погода действительно может влиять на стоимость топлива. И на нее вполне можно было бы списать падение цен, если бы не одна существенная деталь - грядущему потеплению в США предшествовали активнейшие действия ОПЕК и не входящих в картель стран - производителей нефти, которые должны были не только удержать мировые цены от падения, но и привести их к существенному росту. Напомним, что в целях стабилизации мирового рынка нефти ОПЕК взяла на себя обязательство с 1 января 2002 года сократить общую добычу нефти на 1,5 млн. баррелей в сутки. Квота поставок для независимых нефтеэкспортеров была урезана на 462,5 тыс. баррелей в сутки. Российским кампаниям также пришлось под давлением ОПЕК сократить свой экспорт на 150 тыс. баррелей в сутки.
Почему цены не растут, а, наоборот, падают? Дело в том, что на рынок давят не столько прогнозы синоптиков в США, сколько запасы нефти, произведенной еще в 2001 году. Тем более что ее было добыто больше, чем позволяли квоты ОПЕК. Некоторые страны - участницы картеля в преддверии введения упомянутых ограничений решили, что называется, явочным порядком увеличить добычу, чтобы таким образом подстраховаться от неизбежных на первых порах потерь. Масштабы нарушений картельных обязательств, если верить данным газеты Midde East Ekonomic Survey, весьма впечатляющи - только в декабре объемы добычи стран ОПЕК достигли 23,7 млн. баррелей в сутки, что на 569 тыс. баррелей превышает квоту, установленную картелем. Бесспорное лидерство по этой части принадлежит Нигерии, которая ежесуточно производила сверх установленной ей квоты (1,91 млн. баррелей) еще 300 тыс. баррелей. Это свидетельствует о том, что свои коммерческие интересы для многих членов ОПЕК выше корпоративных, а это, в свою очередь, ставит картельных боссов в затруднительное положение при проведении общей политики.
Некоторые российские компании тоже уже заявили о своих намерениях увеличить добычу нефти в 2002 году. Однако правительство уверяет, что экспорт российской нефти не выйдет за пределы установленных ограничений - вся прибавка найдет применение на внутреннем рынке. Но многие эксперты сомневаются, что как производители, так и власти избегут соблазна несколько подправить дела, тихо пойдя в обход введенных ограничений.
Большинство наблюдателей считает, что в ближайшее время ожидать резкого роста мировых цен на нефть нет оснований. Если, конечно, не произойдет экстраординарных событий, таких, скажем, как возможное военное вторжение США в Ирак (подобный поворот событий в контексте глобальных антитеррористических "зачисток" не исключается). В случае развязывания боевых действий мировой рынок нефти не досчитается 3 млн. баррелей иракской нефти. К тому же непредсказуема реакция на возможное развязывание США боевых действий в Ираке со стороны исламского мира, который настроен отнюдь не проамерикански и вполне может использовать "нефтяные санкции" в отношении Америки. Однако российские нефтяные короли на этой войне могут скорее потерять, чем заработать, - ее последствия крайне малопредсказуемы и опасны.