До конца этой недели российский кабинет министров может утвердить так называемую тарифную политику на 2002 год, а проще говоря, график повышения цен за услуги естественных монополий. Министерство экономического развития и торговли внесло в правительство свои предложения о графике повышения тарифов на текущий год еще 4 января. Вчера они обсуждались на закрытом совещании у вице-премьера Виктора Христенко, и, судя по всему, вопрос о тарифной политике будет внесен в повестку дня заседания правительства в ближайший четверг. Однако рост тарифов уже начался.
Еще в начале декабря прошлого года российский кабинет министров решил, что предел увеличения тарифов естественных монополий (производителей электроэнергии, "Газпрома" и Министерства путей сообщения) в 2002 году должен составить в среднем не более 35%. Такая ценовая планка стала компромиссной: если повышение тарифов и не удовлетворит запросы естественных монополистов, то по крайней мере и не ударит по российскому бюджету так, как могло бы. Ведь заложенный в основном финансовом документе страны рост тарифов на электроэнергию составляет 28%, на газ - 20%, на железнодорожные перевозки - 15-18%, а уровень инфляции не должен превысить 13%. Напомним, что сами естественные монополии предлагали увеличение тарифов, при котором инфляция должна была бы составить 19-21%. Цены на газ предполагалось увеличить на 37,5%, на электроэнергию - на 44%, а тарифы МПС - на 66%. Уравняв аппетиты монополистов, правительство решило сгладить оставшийся зазор между бюджетными и компромиссными показателями инфляции и тарифов, разделив повышение цен на два этапа. По словам представителей ФЭК, повышение должно было произойти весной и в июне-июле. Предполагалось, что постепенный рост цен на услуги естественных монополий окажет не особо ощутимое влияние на инфляцию. В соответствии с рассмотренными вчера у вице-премьера Христенко предложениями Минэкономразвития повышение тарифов станет еще более размазанным. Для кого-то из естественных монополистов увеличение тарифов начнется в феврале, а для кого-то в марте. Впрочем, для кого-то рост цен уже начался.
Федеральная энергетическая комиссия 9 января приняла решение об увеличении с 15 января тарифов на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования на 30%, а с 20 января - о 14-процентном повышении цен на грузовые перевозки. Как пояснили "НГ" в комиссии, это увеличение тарифов произведено с учетом 35-процентного лимита на повышение цен на услуги Министерства путей сообщения в 2002 году. Незадолго до этого решения, 1 января, первый заместитель председателя ФЭК Вячеслав Овченков заявил, что "вероятно, в середине января в комиссии будет сформировано второе правление по тарифам на железнодорожные перевозки, в состав которого войдут новые заместители председателя правления. Оно и будет утверждать повышение тарифов на дальние пассажирские железнодорожные перевозки на 35%". Спешка с увеличением этих тарифов только отчасти объясняется тем, что соответствующие постановления были готовы и согласованы еще в конце прошлого года. Дождавшись подписания документов о передаче от Министерства по антимонопольной политике полномочий по регулированию тарифов на транспорте, ФЭК тут же выпустил свое постановление. Почему при этом комиссия не дождалась решения правительства о тарифной политике - вопрос. Тем более что, как писала "НГ", еще в конце прошлого года правительство решило отодвинуть ранее намеченное на январь повышение тарифов на весну, чтобы хоть чуть-чуть отложить столкновение свежепринятого бюджета с реальностью и успеть к этому подготовиться.