Задержание Генеральной прокуратурой троих руководителей нефтехимической компании "СИБУР" имеет весьма яркую, хотя и недолгую историю. Впервые факт вывода активов "дочки" "Газпрома" был официально признан топ-менеджерами газовой монополии в начале декабря прошлого года. Тогда заместители председателя правления "Газпрома" Виталий Савельев и Александр Рязанов заявили, что все крупнейшие газоперерабатывающие заводы "СИБУРа" переданы компании "СИБУР-Тюмень". Речь шла о Тобольском нефтехимическом комбинате, Сургутском газоперерабатывающем заводе и еще о восьми ГПЗ, расположенных в Западной Сибири. Месяц назад газпромовские менеджеры признали, что компания "СИБУР-Тюмень" юридически никак не связана с "СИБУРОМ", а "третьи лица", являющиеся ее владельцами, не известны руководству газовой монополии. Тогда же было заявлено о том, что все эти ГПЗ выставлены на продажу: сделка о приобретении Сургутского газоперерабатывающего завода обсуждается с "Сургутнефтегазом", а на приобретение Локосовского и Нижневартовского ГПЗ претендуют "ЛУКОЙЛ" и Тюменская нефтяная компания. Причем "Газпром" официально заявил, что такие сделки не могут происходить без его участия. Глава "Сибура" Яков Голдовский пообещал, что владельцы компании "СИБУР-Тюмень" гарантируют "Газпрому" возврат сибуровских активов, а цепочка переработки ШФЛУ (широкой фракции летучих углеводородов) не прервется. Вообще же, как подчеркивали и Савельев, и Рязанов, взаимоотношения между руководством "Газпрома" и "Сибура" строились тогда на основе "диалога и поиска компромиссов". Однако проверки временем такой принцип для общения не выдержал.
В конце декабря сделка по продаже Сургутского ГПЗ состоялась. И сразу же вслед за этим Генеральной прокуратурой были задержаны глава компании "СИБУР" Яков Голдовский, заместитель председателя правления "Газпрома", председатель совета директоров "СИБУРа" Вячеслав Шеремет и вице-президент "СИБУРа" по юридическим вопросам Евгений Кошиц. Сегодня представители "Газпрома" отказываются отвечать на вопрос, стало ли за прошедший месяц им что-либо известно о владельцах компании "СИБУР-Тюмень".
Вообще "СИБУР" - это компания, о которой одновременно приходится говорить в категориях "как бы" и "на самом деле". Обнародованные в начале прошлого года планы создания национального нефтехимического холдинга с участием "Газпрома" были поистине впечатляющими. На деле реальный контроль над активами оказался персонально в руках главы "СИБУРА" Якова Голдовского. Нефтехимическая компания юридически не имеет контроля над основными производствами, которые теоретически должны войти в создаваемый национальный холдинг. Активы находятся у других компаний. Они либо вообще не связаны с "СИБУРом", как "СИБУР-Тюмень", либо "СИБУР" является для них лишь миноритарным акционером. n
Из досье "НГ"
Вячеслав Васильевич Шеремет родился 31 августа 1941 года в г. Орске Оренбургской области. В 1973 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, а в 1981-м - Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1960 года работал на Орском нефтеперерабатывающем заводе, где прошел путь от помощника оператора до заместителя директора. С 1977 года - заведующий отделом химической и газовой промышленности Оренбургского обкома КПСС, где и познакомился с основателем концерна Виктором Черномырдиным. В 1982 году стал инструктором отдела тяжелой промышленности и энергетики ЦК КПСС. С 1985 года - заместитель, а с 1988 года - первый заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР Виктора Черномырдина. С 1989 года - заместитель председателя правления "Газпрома". В 1996 году вошел в состав совета директоров концерна. Лишение Вячеслава Шеремета права финансовой подписи стало первым шагом по выполнению указаний президента об усилении контроля над "Газпромом". Новый глава газовой монополии Алексей Миллер принял его через неделю после прихода в концерн в начале июня 2001 года. Летом прошлого года контракт "Газпрома" с Вячеславом Шереметом истек.
Яков Игоревич Голдовский начал карьеру в должности слесаря, учился в Ташкентском институте ирригации и механизации сельского хозяйства, который, правда, не окончил. Перебравшись в Московский автодорожный институт, организовал кооператив "Автотехника". Однако настоящий карьерный рост Якова Голдовского начался в 1991 году, когда он стал генеральным директором советско-панамского совместного предприятия "Колумб", основной сферой деятельности которого, согласно уставу, была "заготовка и переработка шкур крупного рогатого скота". Потом появилось индивидуальное частное предприятие "Эдди". Далее - лихтенштейнская фирма Rosetto Handelsgesellschaft. В середине 90-х рядом с небоскребом "Газпрома" в Москве появился принадлежащий Якову Голдовскому престижный ресторан под названием Rosetto. Предполагается, что это заведение во многом способствовало приобретению им связей в руководстве "Газпрома". Через два года после этого процесс карьерного роста Якова Голдовского вступил в новый и решающий этап: он стал президентом фирмы "Газсибконтракт", контрольный пакет акций которой принадлежал "Газпрому".