Говоря о возможных сценариях развития России, можно утверждать, что следующий год имеет достаточно оснований, чтобы быть отмеченным особым образом в нашей новейшей истории.
В наступающем году как в фокусе сойдутся многие векторы проблем, накопленных годами. В первую очередь стоит подчеркнуть одномоментность старта целого ряда реформ: естественных монополий (тарифы), военной (сокращение кадров), судебной, жилищно-коммунальной (тарифы), образования, банковской, налоговой, пенсионной, земельной, административной. На каком фоне будут проходить эти процессы? Готово ли российское государство одолеть столь масштабные задачи по либерализации экономики? Способна ли власть отстоять выбранный ею курс рыночных реформ?
Из докладов правительственных чиновников создается впечатление реального экономического роста, уверенности в правильности проводимого президентом курса реформ. Так, при утверждении главного финансового документа страны на следующий год премьер-министр Михаил Касьянов отметил, что новый бюджет потяжелел в три раза (60 млрд. долл.). За 11 месяцев уходящего года увеличилась в 1,5 раза собираемость налогов, золотовалютные резервы выросли на 10 млрд. долл., рост ВВП составил 5,5% (вместо запланированных 4%), собрано 83 млн. тонн зерна, реальные доходы увеличились на 6,5%, объем внешнего долга понизился до 55% ВВП.
В то же время мы видим, что объем ВВП России в 3 раза меньше, чем он был в 1991 году, что ежемесячно из страны утекает более 2 млрд. долл. Общий показатель смертности в России составляет 15,3 на 1000 населения - наивысший в Европе, продолжается разгул преступности, переполнены тюрьмы, 4 млн. беспризорных детей, 3 млн. наркоманов, 1 млн. ВИЧ-инфицированных. Значительная часть населения трудоспособного возраста, прежде всего мужчин, подвергается сильнейшим стрессам в связи с нехваткой средств существования. Все говорит о том, что реформы и политика государства обернулись против человека.
Основной вопрос - доверия или недоверия к власти - так и будет преследовать нас бесконечно, пока мы не научимся соизмерять свои действия с их последствиями. Именно от обоснованности принимаемых властью решений будут зависеть итоги следующего года. Но некоторые последствия уже легко просчитываются.
Экономическое благополучие России до сих пор зависит почти полностью от цены на нефть. Снижение стоимости барреля нефти на один доллар приведет к потерям бюджета почти на 1 млрд. долл. в год. Вся забота правительства в последнее время только и сводилась к тому, чтобы подогнать под цены на нефть показатели бюджета следующего года. К чему же надо готовиться на самом деле?
Критической ценой для России будет не 14-16 долл. за баррель. Времена, когда мы просто купались в нефтедолларах, похоже, безвозвратно прошли. Снижение объемов экспорта на 150 тыс. баррелей ежесуточно в первом квартале нового года также не изменят общей обстановки в мире. И тому есть весомые объяснения, о чем наши политики и экономисты замалчивают.
После известных событий 11 сентября мир кардинально изменился и продолжает меняться. Война против террористов в Афганистане вовлечет в свою орбиту все больше и больше государств. Объектами атаки со стороны США могут стать такие нефтедобывающие страны, как Ирак и Иран. Это приведет к падению мировых цен на нефть. Причина проста - во время войны финансы работают в другом режиме. Через государственные займы США будут скупать все физические объемы на рынке нефти и затем диктовать свои цены.
Если себестоимость барреля нефти на Ближнем Востоке составляет около 4 долл., то в России она в 2-3 раза выше, не говоря уже о качестве продукта. И что же делать России? Продавать нефть по бросовым ценам - 6-8 долл. за баррель - или, предусмотрев эту ситуацию, кардинально изменить свое поведение на международном рынке? Конечно, хотя и поздно, можно взять ситуацию под свой контроль, но только кто это будет делать? Правительство явно не готово к этому, а значит, последует цепная реакция по всем макроэкономическим показателям.
Искусственное сдерживание курса рубля привело к его неустойчивости. Центральный банк только за последнюю неделю ноября снизил объемы золотовалютных резервов на 1,3 млрд. долл., и тенденция эта, вероятно, продолжится. При таких темпах через полгода можно ожидать подобие дефолта.
Причин для пессимизма достаточно. Рост тарифов естественных монополий в среднем на 35% подстегнет механизм инфляции как минимум на 4%. Повышение заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам не сможет компенсировать рост цен. Исполнение обязательств по внешнему долгу также снизит объем золотовалютных резервов, ведь только МВФ правительство должно 7,69 млрд. долл. А где их взять, когда сырьевой экспорт будет сокращаться? И это еще одна причина неизбежной девальвации рубля.
Выигрывает, если можно так сказать, от такой ситуации правительство, получая нигде не прописанные инфляционные рубли. Чем выше инфляция, тем больше таких рублей. А как их связать через реальный сектор экономики, похоже, мало кого беспокоит, ведь проще закупать по импорту.
Повлиять на ситуацию вполне возможно, если сориентировать экономику на отечественного товаропроизводителя, создать условия для внутренних инвестиций в производство путем введения рубля реального развития как нейтральной денежной единицы взамен иностранных валют.
Однако без фактора доверия и эти меры не сработают. Доверие к президенту и правительству, к проводимому курсу определит, какие успехи или неудачи нас ожидают в дальнейшем. Для президента 2002 год должен стать решающим. От того, что он сможет положить себе в актив, а что в пассив, будет зависеть будущее не только президента, но и самой России. Нет сомнений, что альтернативы нынешнему главе государства в скором времени не появится. Но терпение народа небезгранично, что наглядно показали декабрьские события в Аргентине. Не завоевав доверия у своих граждан, власть обречена.