Выборы президента Республики Саха (Якутия) прошли под знаком обостренной борьбы за контроль над материально-финансовыми потоками российского алмазного монополиста АК "АЛРОСА". В принципе она никогда не затихала, но каждый раз обостряется при очередной смене в стране властных фигур на федеральном уровне. А тут еще Михаил Николаев не сумел добиться от республиканского Законодательного собрания разрешения избираться на третий срок. Так что уход Вячеслава Штырова с поста президента компании в принципе был предрешен.
Связка Михаил Николаев - Вячеслав Штыров в течение семи лет яростно отбивалась от попыток федерального Центра установить власть над алмазной компанией. Несмотря на то что контрольный пакет находится в республике (32% акций - у правительства, 8% - у улусов-районов, 23% - у трудового коллектива компании), федеральный Центр сохранил весьма весомые рычаги давления на компанию. Центр по своему разумению распределяет продукцию компании, определяет сроки выдачи и объемы экспортных квот, до сих пор формирует и контролирует ценовую политику компании.
Вполне очевидно, что окончательный список претендентов на пост президента республики был определен по результатам компромисса между кремлевской и якутской администрациями. Счастливое прохождение Вячеславом Штыровым высших судебных инстанций и успешное участие в выборах - лучшее тому подтверждение. Несомненно, что основные обязательства сторон были очерчены две недели назад на совещании в Кремле у президента страны, после которого протеже Старой площади заместитель генерального прокурора страны Василий Колмогоров снял свою кандидатуру, а нынешнему президенту "АЛРОСА" был дан зеленый свет на участие в республиканских выборах.
Столь же очевидно, что на этом совещании решалась дальнейшая судьба компании. Первое впечатление, что Владимир Путин воспринял доводы ее руководства относительно алмазного бизнеса в целом и торгового соглашения с "Де Бирс" в частности. Более того, Вячеслав Штыров в ходе предвыборной кампании заверил, что кандидатуры на пост главы "АЛРОСА" будет выдвигать только республика, причем из местных кадров.
Если в действительности Вячеслав Штыров получил от Путина карт-бланш, то наиболее подходящей может оказаться кандидатура нынешнего премьер-министра республики Василия Власова. Для Якутии и Вячеслава Штырова, а его президентство в республике никто не подвергает сомнению, конечно, предпочтительна именно эта кандидатура, но она наверняка не пройдет - в центре у Власова весьма слабые позиции. Другой претендент - вице-президент АК "АЛРОСА" Сергей Улин - хорошо известен в алмазном бизнесе, так как является непременным участником всех торговых переговоров компании и выступает одним из организаторов вторичного рынка драгоценных камней, то есть алмазной биржи.
Однако за местные кадры при расширенном понимании могут сойти и якутские москвичи, среди которых выделяются Павел Бородин и Валерий Рудаков. Первый до службы в управлении делами президента трудился на посту мэра Якутска, да и цену алмазам знает - в его подчинении было предприятие по огранке камней. Тем не менее его назначение практически исключено в силу сильных "семейных" связей. Второй до Вячеслава Штырова возглавлял алмазную компанию, а сейчас руководит Гохраном и официально командует парадом в алмазо-бриллиантовой отрасли. Валерий Рудаков будет пытаться стать президентом АК "АЛРОСА" только в том случае, если ему придется покинуть свой нынешний пост, который позволяет формировать ценовую политику компании, контролировать экспорт и распределять большую часть ее продукции. Кроме того, в его распоряжении трудно поддающиеся учету запасы Гохрана.
Сейчас модно на денежные ведомства назначать людей из питерской команды. Когда речь идет о назначениях руководителей предприятий, связанных с природными ресурсами, то естественным образом возникает кандидатура ректора Санкт-Петербургского горного института Владимира Литвиненко, под руководством которого Владимир Путин защищал диссертацию. Возможности этой кандидатуры всецело определяются ресурсом поддержки президента страны. Дело в том, что алмазный пирог страны поделен. Видимая часть - финансовый поток, а невидимая - материальный поток - алмазное сырье. Причем у потоков разные хозяева. Никто из них позиций просто так не сдаст. Известно, что после "писательского" скандала на финансы "АЛРОСА" был посажен Петр Мостовой. С потерей Анатолием Чубайсом административного ресурса его поверенный исчез из компании.
Если финансовые потоки еще как-то документально отслеживаются, то о действительной ценности материальных потоков можно говорить только предположительно. В алмазном бизнесе весь "серый" и "черный" навар приходится на материальные потоки, так как возможности для пересортицы драгоценных камней весьма широки, а при самоконтроле просто не ограничены. Если верно, что на внутреннем рынке "АЛРОСА" продает алмазы по заниженным ценам, а в последние годы контрабанда алмазного сырья из страны составляла 200 млн. долл., то и потери компании можно оценить такой же величиной. Все это достается "российским" огранщикам с зарубежными паспортами. Наибольшую поддержку они находят в Гохране и в экономическом управлении администрации президента. Силу лоббизма "российских" огранщиков недооценивать нельзя. А именно они предлагают кандидатуры Валерия Рудакова и его предшественника по Гохрану - Германа Кузнецова.
Но это все предположения. Ясно, что последнее слово за президентом. Для Центра, республики и компании будет лучше, если к руководству "АЛРОСА" придет человек с обязательствами только перед президентом. В этом случае возможно "осветление" всего алмазного бизнеса страны.