- Александр Дмитриевич, существуют ли основания сомневаться в прочности бюджета-2002?
- Определенный запас прочности у бюджета есть, но его зависимость от цены на нефть велика. Если она будет слишком низкой, придется сократить часть расходов. Такие механизмы мы в проекте бюджета предусмотрели.
- Когда можно будет говорить о критическом рубеже, при котором бюджет не будет исполнен?
- Когда цены на нефть упадут в два раза, достигнув 10-12 долларов за баррель. И они должны не просто упасть, а держаться на этом уровне в течение всего года. Между тем вероятность того, что цены на нефть будут такими, как это заложено в бюджете - 18-23 долларов за баррель, высока. От цен на металлы бюджет зависит в меньшей степени, хотя такая зависимость, безусловно, есть. Но здесь скорее можно говорить о влиянии на платежный баланс и на объемы экспорта. В обоих случаях мы предусмотрели, на мой взгляд, достаточно реалистичные ценовые показатели.
- Заложенный в бюджет-2002 года прогноз инфляции соответствует экономическим реалиям?
- Думаю, что сейчас и само правительство понимает, что заложенный в бюджет прогноз инфляции 12-14% занижен. И это связано в первую очередь с увеличением тарифов на услуги естественных монополий. Кабинет министров уже принял решение о 35-процентном повышении платы за услуги всех монополистов. Эта планка выше, чем та, на которой основывается бюджет. Думаю, что оценки депутатов были ближе к истине: при обсуждении проекта мы говорили о 15-17% инфляции. Впрочем, правительство считает, что не нужно на этапе прогнозирования ставить заведомо легко достижимые цели. Если оно берет на себя повышенные обязательства сделать инфляцию ниже, зачем законодательной власти убеждать правительство в обратном? Это политически неверно. Конечно, высокая инфляция дает дополнительные доходы бюджету. Другое дело, что она сдерживает темпы роста экономики в целом.
- Сумеем ли мы создать финансовый резерв для максимально безболезненного прохождения пикового по выплате внешних долгов 2003 года, учитывая, что, как вы упомянули, могут возникнуть вопросы с выполнением бюджета?
- Проблема выплаты долга в 2003 году действительно очень острая: нам предстоит выплатить около 19 миллиардов долларов. Для этих целей и создается финансовый резерв. В 2001 году он составит 3 миллиарда долларов. Заложен этот резерв и в бюджете на 2002 год - 120 миллиардов рублей, то есть около 4 миллиардов долларов. Мы получим этим деньги при условии, что бюджет будет исполняться так, как это планируется. Но то, что резерв будет создан по итогам 2001 года - нет никаких сомнений.
- В этом году вашему комитету так и не удалось добиться снижения максимальной ставки единого социального налога, которая, по мнению многих, препятствует выходу зарплат из тени┘
- У правительства, и особенно у Пенсионного фонда, есть большие опасения, что с переходом на новую пенсионную систему может возникнуть дефицит в финансовых средствах. По их расчетам, 2002-2003 годы с демографической точки зрения менее благоприятные, поэтому они не готовы идти на существенное снижение ставки. Трудно сказать, как будет складываться реальная ситуация. Все-таки идет существенное повышение заработной платы, и в принципе сбор социального налога должен увеличиваться. Но со стопроцентной вероятностью этого сказать нельзя. Такие риски всегда существуют, и они накладываются на возможное снижение темпов экономического роста, на неопределенность исполнения бюджета в целом из-за серьезных колебаний цен на нефть, газ, металлы. Если бы правительство не занимало такую жесткую позицию, мы пошли бы на снижение. Но в данной ситуации вопреки воле исполнительной власти и тех, кто отвечает за исполнение обязательств государства по отношению к пенсионерам, мы действовать не могли.
- Будут ли предприятия уклоняться от уплаты единого социального налога, искусственно уменьшая фонд заработной платы, и платить налог на прибыль, ставка которого в этом году была снижена?
- Очень трудно прогнозировать. Что значит больше платить из прибыли? Это означает, что людям будут выплачивать деньги, а они не смогут формировать себе пенсии. Может быть, сначала население еще не будет понимать смысла накопительной пенсионной системы, но рано или поздно будет очевидно, что выдача зарплат без уплаты единого социального налога означает, что эти деньги идут мимо их пенсии. Конечно, предприятия в целях уклонения от уплаты налогов будут искать какие-то схемы. Но мы облегчили доступ к регрессивной шкале ЕСН, и это будет подталкивать многих показывать реальные заработные платы.
- Дележ налоговых поступлений в бюджете-2002 между Центром и регионами в пропорции 63:37 стал предметом острой дискуссии...
- Здесь нет однозначного решения проблемы. Действительно, за последние годы это соотношение меняется в пользу Центра, и правительство проводит эту политику вполне сознательно. У нас слишком большая разница в развитии между регионами, и этот разрыв надо сокращать. В какой-то степени это так. Но такая политика имеет и негативную сторону, поскольку все это делается за счет регионов-доноров, которые, если у них отнимать все больше и больше денег, теряют стимул к экономическому развитию. Вместе с тем мировая практика показывает, что соотношение 70 на 30 характерно не для федеративного государства, а для унитарного. Если мы говорим, что у нас федерация, нельзя лишать регионы собственной экономической базы. Переход за пропорцию 60:40 влечет за собой политические изменения в устройстве государства.
- В следующем году комитет будет рассматривать проект главы Налогового кодекса, посвященной налогообложению малого бизнеса. На основе каких принципов оно должно быть построено?
- Чем проще система налогообложения для малого бизнеса, тем лучше. Вообще, я считаю, что это проблема надуманная. У нас налоги намного ниже, чем во многих других странах. Проблема малого бизнеса - это больше административная проблема. Кроме того, здесь есть еще один аспект, о котором почему-то не говорят. Малый бизнес - это самый трудный бизнес. Он требует работы по 15-16 часов в сутки, работы очень напряженной, чтобы не прогореть. А у нас такой традиции нет.
- Когда вы говорили о дискуссии относительно единого социального налога, то заметили, что комитет не мог действовать вопреки воле правительства. В этом году, когда в Думе рассматривалось огромное количество правительственных законопроектов, вам часто приходилось так поступать?
- Я доволен взаимодействием с правительством, и особенно с его экономической частью. Стратегически у нас интересы совпадали. Концептуальные вопросы - налоговая реформа, бюджетная политика - также не вызвали принципиальных разногласий. Хотя, безусловно, у нас бывают и разные позиции. По тому же бюджету, например, в оценке его основных параметров. Правительство здесь всегда старается занизить доходы. Однако нам удалось найти разумный компромисс. Конечно, не все, что мы предлагали, было реализовано, но в большинстве случаев нам удалось найти решение. Например, по финансовому резерву. Наша обеспокоенность тем, что он не прозрачен, в конечном итоге была снята - мы подробно записали правила, по которым этот резерв формируется. То же самое по налоговым законам. Правительство в конечном итоге согласилось с нашим подходом к проекту налога на прибыль, хотя вначале было против.
- А сложно договариваться с правительством?
- Порой очень сложно. И далеко не с первого раза нам удавалось убедить собеседников в своей правоте.
- Недавно в телевизионном интервью представитель президента в Думе Александр Котенков заявил, что у президентской администрации есть механизмы влияния на депутатов и она вполне успешно пользуется этими механизмами. Вам приходилось испытывать подобное давление на себе?
- Что значит давление? Ясно, что Дума в большинстве своем ориентирована пропрезидентски. Правительство также имеет возможность добиваться большинства в Думе. Это вопросы политического согласования.
- А вам не обидно, что законотворческий процесс в Думе практически лишился интриги?
- Я бы так не сказал. По многим позициям нам удается находить компромисс. Я не помню таких законов, которые мы принимали бы вопреки своей воле и которые были продавлены правительством.