Вчера верхняя палата парламента одобрила принятый Госдумой Закон "О федеральном бюджете на 2002 год". Сама процедура прошла более чем спокойно, хотя это вовсе не значит, что представители регионов не имеют серьезных претензий к главному финансовому документу страны. Однако сенаторы не стали портить предновогоднее настроение Кремлю, понимая, что отстаивать свои интересы нужно было на более ранних стадиях подготовки бюджета, сейчас "поезд ушел" и утверждение закона - не более чем формальность. Была и другая причина, которая сильно отвлекла присутствующих от бюджетных коллизий. Перед обсуждением бюджета прошла более животрепещущая процедура - СФ прекратил полномочия большой группы членов палаты и подтвердил таковые пришедшим на смену уходящим губернаторам. В числе новичков появились фигуры, чьи имена просто не могут не вызвать кулуарных обсуждений среди членов верхней палаты. Скажем, СФ подтвердил с 24 декабря начало полномочий банкира Сергея Пугачева, которого уже многие именуют "неравноудаленным олигархом", имея в виду его близость к Кремлю и растущее влияние в околокремлевских кругах. Однако г-н Пугачев пришел в СФ не в качестве кремлевского представителя. В палату его делегировало правительство Республики Тыва. Как старые, так и новые сенаторы пока разбираются, кто за кем стоит, чьи интересы выражает, каким потенциалом влияния располагает. Эта тема сегодня в СФ стоит под "номером один" и оттесняет все остальные. Кроме того, ротация привела к освобождению целого ряда вожделенных портфелей, за которые уже разворачивается острая борьба. Вчера, кстати, решилась судьба кресла заместителя спикера палаты. Его занял Валерий Горегляд.
Названные обстоятельства привели к тому, что выступление министра финансов РФ Алексея Кудрина, представлявшего бюджет-2002, члены СФ особым вниманием не удостоили. Председательствующий вынужден был даже прервать выступление и призвать присутствующих "прекратить хождение по залу и соблюдать тишину". Но, похоже, министра такая обстановка как раз устраивала. Он вновь поведал сенаторам об оптимистическом и пессимистическом вариантах развития событий, заверив, что при любом раскладе бюджет является "сбалансированным и реалистичным", даже если мировые цены на нефть и газ будут падать. Оптимизм Алексея Кудрина потряс даже многоопытных сенаторов: оказывается, по расчетам Минфина, в будущем году планируемый профицит бюджета может составить 178,4 млрд. руб. Это, разумеется, при самых благоприятных условиях. Если же такое счастье нас минует и российская нефть упадет в цене ниже планируемого уровня, то, по словам министра, есть договоренность с Госдумой о том, что расходы на социальные нужды будут защищены и правительство в любом случае выполнит свои обязательства перед гражданами. Второстепенные расходы, возможно, будут отложены "на определенный период". Учитывая специфику аудитории, Алексей Кудрин особо подчеркнул, что бюджет-2002 предусматривает растущую финансовую помощь Центра субъектам Федерации. В наступающем году фонд помощи регионам составит около 265 млрд. руб., что на 35% больше, чем в году уходящем.
Может ли Россия повторить так называемый аргентинский сценарий? Не грянет ли при худшем стечении обстоятельств финансовый кризис "образца 1998 года"? Алексей Кудрин начисто отверг саму возможность подобного. Он пояснил сомневающимся сенаторам, что у нас нет причин для развития событий по аргентинскому сценарию. Что же касается дефолта, то в 1998 году Россия имела "чрезмерный государственный долг, зависящий от краткосрочных заимствований государства". Сейчас таких заимствований не существует. Выплаты по внешним долгам в 2002 году составят 6,8 млрд. долл. по основному долгу и 7,2 млрд. долл. по процентам. Это существенные суммы, но не более уровня 2001 года, отметил министр
Голосование было дружным. 132 сенатора отдали свои голоса за то, чтобы одобрить бюджет на 2002 год. В оппозиции оказались лишь двое голосующих, четыре сенатора воздержались. Итак, расходы в 2002 году утверждены в сумме 1,9 трлн. руб., доходы - 2,1 трлн. руб. Объем ВВП планируется в размере 10,9 трлн., а уровень инфляции - 12%. Превышение доходов над расходами планируется распределить на погашение госдолга в сумме 68,6 млрд. руб. и создание финансового резерва в объеме 109,8 млрд. руб.