Два дня - вчера и сегодня - заседала расширенная коллегия МПС. Железнодорожники подводили итоги своей работы в 2001 году и обсуждали задачи на 2002-й. Такие мероприятия проводятся всеми ведомствами и, как правило, проходят в благостной обстановке, а заканчиваются предновогодними поздравлениями и тостами. Но прошедшее заседание коллегии МПС рутинно-традиционным не назовешь. Дело в том, что вопросы, вынесенные на обсуждение, носят, что называется, судьбоносный для всего железнодорожного транспорта России характер, и от того, как они будут решаться, зависит перспектива отрасли на десятки лет вперед. Речь идет о коренных реформах, начало которым уже положено в уходящем году, а основная тяжесть их придется на год наступающий.
Итоги уходящего года оцениваются как вполне удовлетворительные. По предварительным данным, отмечается рост по главному показателю - объемам перевозок. За последние три года грузооборот вырос почти на 40%, а пассажирооборот - на 41%. Доходы отрасли в 2001 году составят около 314 млрд. руб., полученных в основном от грузовых перевозок. Балансовая прибыль - около 31 млрд. руб. Эти данные привел вчера глава ведомства министр путей сообщения Николай Аксененко. Примечательно, что эти показатели достигнуты в условиях жесткого режима расходования средств, который позволил ведомству сэкономить в уходящем году более 16 млрд. руб. Совершенствование производственных технологий тоже принесло свои результаты - средний вес грузовых поездов увеличился на 11%, среднесуточная производительность локомотива - более чем на 28%.
Серьезные подвижки произошли и в социальной сфере. К примеру, не каждая отрасль может позволить себе регулярную индексацию заработной платы рабочих и служащих. А зарплата железнодорожников выросла за год в среднем на 43% и составила около 5200 руб.
Однако главным событием уходящего года стало начало реализации структурных реформ железнодорожного транспорта, в основу которых положена концепция разделения государственных и хозяйственных функций. Подготовлен целый пакет законопроектов, которые создадут правовую базу для дальнейшего развития программы реструктуризации отрасли. Начата работа по выведению из системы МПС и акционированию непрофильных объектов. Многие из них уже получили статус акционерных обществ и отправились в самостоятельное плавание. Этот процесс будет продолжен и в следующем году.
Следует отметить, что 2001 год для МПС не был беспроблемным. В частности, унификация тарифов, первый этап которой был осуществлен в августе, привела к тому, что отрасль потеряла более 23 млрд. руб., которые могли бы пойти на погашение скопившейся за последние годы задолженности, составившей около 20 млрд. руб. Однако, как сообщил вчера министр Николай Аксененко, главой правительства Михаилом Касьяновым подписано постановление о реструктуризации этой задолженности на 6 лет. По словам министра, это очень важное для отрасли решение, которое позволит "плавно обеспечить реформы, инвестиционные программы и в то же время рассчитаться по долгам". Вчера же правительственная комиссия должна была определиться со сроками и объемами повышения тарифов (на момент подписания номера информации о принятых решениях еще не было). А в январе 2002 года правительство рассмотрит и окончательно одобрит инвестиционную программу МПС.
Напомним, что министерство просит правительство утвердить инвестиционный портфель общей стоимостью в 161 млрд. руб. Около 123 млрд. из этой суммы - обязательные расходы, которые должны обеспечить устойчивую работу железных дорог в 2002 году. Почти 28 млрд. руб. планируется вложить в реализацию перспективных проектов и 11,3 млрд. направить на развитие объектов социальной сферы.
Кстати, как сообщил вчера Николай Аксененко, реализация таких интереснейших проектов, как строительство мостового железнодорожного перехода, соединяющего остров Сахалин с материком, "выходит за рамки инвестиционной программы, и их судьбу будет решать правительство". В любом случае наступающий год обещает стать для железнодорожников годом серьезных испытаний, которые будут иметь решающее значение в ходе реализации действительно масштабных и востребованных временем структурных реформ.