Уходящий год для России как нефтяной державы можно разделить на два неравных периода: до 11 сентября и после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне. Первый период не предвещал ни нефтяникам, ни правительству ничего трагического. Мировые цены на нефть постепенно снижались по сравнению с пиковыми величинами, составлявшими в 2000 г. более 30 долл. за баррель. Но еще в августе нефтяные фьючерсы на сентябрь-декабрь торговались по 27-28 долл., и особых сомнений относительно возможности удерживать цены в границах установленного ОПЕК коридора в 22-28 долл. эксперты не высказывали.
Вполне благодушная обстановка царила и в России. Поступления от экспорта нефти дали возможность существенно увеличить золотовалютные резервы Центрального банка и вернуться к 50-процентной норме обязательной продажи ему валютной выручки вместо 75%, установленных для экспортеров после дефолта 1998 г. Нефтяные компании готовились увеличивать добычу и экспорт сырой нефти. Добыча за десять месяцев 2001 г. составила 288 млн. тонн, в том числе в октябре 30,5 млн. - на 1,2 млн. больше, чем в сентябре. Экспорт в дальнее зарубежье за 10 месяцев составил 126 млн. тонн (в октябре - 13,2 млн. против 12,3 млн. в сентябре), в ближнее зарубежье - 12,4 млн. тонн. По оценке Института экономики переходного периода, за весь 2001 г. будет добыто 337 млн. тонн нефти, что на 7,7% выше уровня 2000 г.
Большая труба
Наиболее заметные достижения были продемонстрированы в развитии системы магистральных нефтепроводов стратегического назначения, в которой определяющую роль играет государственная компания "Транснефть". В 2001 г. окончательно сложилась система, основанная на безусловном доминировании российских нефтепроводов в ближнем зарубежье. Завершено строительство первой очереди нефтепроводной системы БТС с выходом в Балтийское море, официальное открытие которой должно состояться 25 декабря. Функционирует трубопроводная ветка Суходольная-Родионовская в обход Украины, что побудило официальный Киев резко смягчить свою довольно жесткую позицию по вопросу о тарифах сквозной прокачки российской нефти по нефтепроводу "Дружба" и находящемуся в стадии разработки и согласования проекта нефтепроводу "Дружба-Адрия".
Межправительственная комиссия России и Украины, возглавляемая премьер-министрами Касьяновым и Кинахом, в начале декабря пришла к договоренности о снижении Украиной тарифа на прокачку нефти по украинскому отрезку трубопровода "Дружба" в трубопровод "Адрия" с 0,73 до 0,64 долл.
В декабре был также достигнут компромисс в отношении проекта трубопровода в Китай. После семи лет переговоров заключено соглашение с Болгарией и Грецией о предварительной проработке проекта нефтепровода Бургас-Александруполис длиной 320-400 км для поставок на Балканы с российских черноморских терминалов 30-40 млн. тонн нефти в год, минуя проливы Босфор и Дарданеллы. 27 ноября в Новороссийске состоялось открытие нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума в направлении на Новороссийск, через которую, по оценке инициаторов проекта, в долгосрочной перспективе можно будет прокачивать до 67 млн. тонн в год. Впрочем, контроль России над КТК носит лишь частичный характер.
Теоретические дискуссии и реальные проблемы
Стабильный приток нефтедолларов послужил поводом к дискуссии о влиянии высоких мировых цен минерального сырья на базовые показатели российской экономики. Сначала она приняла характер теоретического обсуждения гипотезы экономического советника президента Андрея Илларионова об угнетающем воздействии "нефтедолларового навеса" на перспективы экономического роста в России. Но события в Америке и ее последующие акции, дав толчок обвалу нефтяных цен на 30% за два месяца, неожиданно перевели эту проблему в сугубо практическую плоскость.
По данным Госкомстата РФ, экономический рост в России в октябре остановился. Вряд ли корректно утверждать, что это случилось именно из-за резкого снижения мировых цен на нефть. Так, эксперты МВФ, совсем недавно побывавшие в Москве, оценили перспективы российской экономики в следующем году положительно. Однако и российское правительство, и нефтяники оказались неготовыми к изменению мировых цен и к его сложным вторичным последствиям.
Нерешительный торг
Первая жесткая реакция российского Союза нефтяных экспортеров и уклончивая - правительства на предложение ОПЕК принять участие в усилиях вернуть цены в определенный прежде коридор 22-28 долл. за баррель посредством сокращения добычи нефти была не вполне адекватной. Была выдвинута даже абсурдная в столь острой ситуации идея предложить ОПЕК в обмен на лояльность сделать инвестиции в российскую нефтяную отрасль.
Затем в ответ на новое давление со стороны картеля, включая даже угрозы обрушить нефтяные цены путем выброса на рынок дополнительно до 5 млн. баррелей в сутки, начались уступки: снижение на 30 тыс. баррелей, затем на 50 тыс. и, наконец, в декабре на 150 тыс. баррелей. За время нерешительности и маловразумительного торга цены на нефть испытали многократные резкие колебания на фоне общей тенденции к снижению, что, возможно, пошло на пользу части спекулянтов, но не российским нефтяным компаниям и федеральному бюджету. При этом каждая неудача правительства в диалоге с ОПЕК приводила к существенному понижению цен, новые признаки согласия - к осторожному росту.
Игра на нефтяном поле
Снижение до 50% доли обязательной продажи ЦБ экспортерами валютной выручки удовлетворило в том числе и лоббистские притязания руководства нефтяных компаний. По мере снижения мировых цен последовательно менялась в сторону уменьшения пошлина на экспорт нефти - с 48 евро до 19,2 евро за тонну с нового года. Отменены также балансовые задания по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок.
Решение об уменьшении экспорта нефти, очевидно, создаст трудности в государственном регулировании использования нефтяными компаниями экспортных трубопроводов. Одним из самых острых остается вопрос о конкуренции между "Транснефтью" и Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). По мнению президента государственной компании "Транснефть" Семена Вайнштока, КТК не подорвет позиций "Транснефти", однако возможное в перспективе перераспределение большого объема транзитной казахстанской нефти из трубопровода Атырау-Самара в систему КТК может негативно отразиться на платежах государственной трубопроводной компании в федеральный бюджет.
Между ОПЕК и США
Длительное следование в фарватере ценовой стратегии ОПЕК сейчас вынуждает правительство искать компромисс между поддержанием мировых цен на нефть солидарно с картелем и желанием укрепить партнерство с США. С одной стороны, в ходе визита в Россию в конце ноября министра энергетики США Спенсера Абрахама обсуждался вопрос об инвестициях в сахалинский нефтяной проект на условиях СРП американской компании Exxon в объеме 12 млрд. долл. С другой - готовились новые уступки ОПЕК, против ценовой политики которой американцы решительно возражают.
В последние годы российскими компаниями и официальными органами предпринимались определенные усилия по налаживанию контактов с некоторыми из числа "государств-изгоев" - прежде всего с Ираком. С началом антитеррористической операции маневрирование в данной области существенно затруднилось. Серьезной накладкой выглядит совпадение по времени визита в Москву министра энергетики США и весьма представительного круглого стола "Россия-Ирак. Экономическое сотрудничество", на котором представители Ирака (министр нефти Хусейн Салман Аль-Хадиси) предлагали схемы обхода санкций ООН в отношении этой страны.
Наметились серьезные изменения и в содержании проблемы конкуренции между Россией и поддерживаемой США Турцией за контроль над потенциально очень крупными потоками нефти из зоны Каспия и Казахстана. До самого последнего времени правительство в своем отношении к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан придерживалось мнения, что он вообще не будет реализован из-за чрезмерной дороговизны по сравнению с маршрутом Баку-Новороссийск и неспокойной политической обстановки в регионе. Но теперь положение изменилось. Проект вновь усиленно лоббирует американская администрация, побудившая, в частности, включиться в него компанию Chevron Texaco. Это обязывает российское правительство совместно с нефтяными компаниями выработать ясный план действий на тот случай, если нефтепровод Баку-Джейхан все-таки будет построен, что может привести к значительным потерям для федерального бюджета.
Российской нефтяной политике нужны определенность, скоординированность, четкость реализации намеченного. Только тогда роль России на мировом нефтяном рынке будет стабильно укрепляться.