Как и планировалось, в конце декабря компания "Транснефть" вводит в строй Балтийскую трубопроводную систему (БТС), которая открывает новые перспективы для транспортировки российской нефти и транзита нефти зарубежных государств через территорию России. Ранее БТС намечалось ввести в строй 31 декабря. Целью данного проекта является обеспечение транспортировки нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири, Урало-Поволжья и нефти стран СНГ (прежде всего Казахстана) на экспорт через новый нефтеналивной терминал в Приморске.
Все это позволит России усилить свои геополитические позиции на постсоветском пространстве. Реализация проекта БТС - главное направление российской "нефтяной геополитики". До ввода системы в эксплуатацию у России было всего два собственных нефтеналивных терминала - в Туапсе и Новороссийске. На всех остальных экспортных направлениях (Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Венгрия, Чехия, Словакия) за прокачку, перевалку и налив нефти в танкеры приходится платить - и недешево. Расходы российских компаний на транспортировку нефти через латвийский Вентспилс (транзитные услуги, перевалка, налив нефти в танкеры), по данным Минэнерго, ежегодно превышают 90 млн. долл. Кроме того, технология транспортировки через Вентспилс экологически небезопасна: нефть переваливается на кронштадтском рейде с борта одного корабля на борт другого.
Новейшие технологии, которые применялись при строительстве БТС, позволяют говорить о качественно новом этапе в деятельности российской трубопроводной системы и компании "Транснефть".
От Харьяги до Приморска
Протяженность Балтийской трубопроводной системы составляет около 2700 км от поселка Харьяга в Ненецком автономном округе до побережья Финского залива. БТС включает в себя как уже существующие магистральные нефтепроводы ОАО "АК "Транснефть" на участке Уса-Ухта-Ярославль-Кириши, так и вновь построенные нефтепроводы Харьяга-Уса и Кириши-Финский залив с терминальными нефтеналивными сооружениями в Приморске.
Проект БТС разбит на два этапа. Первый этап предусматривал создание нового экспортного направления мощностью 12 млн. тонн нефти в год за счет использования существующей системы магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть", строительства лупингов на существующем нефтепроводе Ярославль-Кириши, нового трубопровода на участке Кириши-Приморск с нефтеналивным терминалом в Финском заливе с общим объемом резервуарного парка 500 тыс. куб. м, а также стационарного причала для приема танкеров водоизмещением до 150 тыс. тонн. Именно этот этап и завершается сегодня. На втором этапе предполагается дальнейшее расширение БТС до 18 и 30 млн. тонн нефти в год.
Еще в июле в Приморске был полностью завершен монтаж всех резервуаров. Уже в начале осени технологическая готовность БТС оценивалась экспертами как очень высокая. Работы были реально завершены к началу декабря.
Экология: балтийский прорыв
Проект строительства первой очереди БТС получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Однако для обеспечения соблюдения норм и стандартов европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей, процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в проекте БТС выполнялась по российским и международным стандартам под эгидой Мирового банка и Европейского союза. В разработке ОВОС принимали активное участие специалисты-экологи из России, Германии, Финляндии, Дании и Голландии.
В результате был разработан полный комплекс организационных, технических и природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию масштабов неблагоприятных экологических воздействий на окружающую среду. Для обеспечения надежной эксплуатации объектов БТС и экологической безопасности при строительстве линейной части применяются трубы с заводской изоляцией. По всей трассе нефтепровода предусмотрены вертолетные площадки, через каждые 20 км устанавливаются электрифицированные и оборудованные специальными системами линейные задвижки. Впервые в России на стадии строительства велся экологический мониторинг.
В ходе реализации проекта применялись поистине уникальные технологии. Строительство подводного перехода через Неву, например, осуществлялось методом "микротоннелирования" с глубиной залегания более 10 м. В соответствии с проектом был построен тоннель протяженностью 777 м из железобетонных конструкций внутренним диаметром 2000 мм, с прокладкой в нем рабочего трубопровода диаметром 720 мм в защитном кожухе диаметром 1220 мм. А все переходы нефтепровода через крупные реки выполняются с применением метода наклонно-направленного бурения (ННБ), обеспечивающего экологическую безопасность и высокую надежность объекта. В соответствии с последними достижениями телемеханики специальная система обнаружения утечек позволит своевременно зафиксировать самый незначительный выход нефти. Для обеспечения навигационной безопасности нефтеналивного терминала в Приморске созданы системы безопасности движения судов, которые позволят отслеживать движение танкеров с точностью до 10 метров.
Строительство БТС может окупиться за несколько лет. Пять долларов с каждой тонны - такой может быть экономия российских компаний на транспортировке нефти из России. Затем, по расчетам экспертов, БТС должна ежегодно давать в бюджет до 20 млн. долл. налоговых поступлений. Большая их часть останется в Ленинградской области.
БТС и большая политика "Транснефти"
БТС - лишь один из проектов "Транснефти", интегрированный в стратегическую Концепцию перспективного развития магистральных нефтепроводов России, одобренную Министерством энергетики РФ. Концепция предусматривает работы сразу в нескольких новых направлениях. Так, в рамках каспийско-черноморско-средиземноморского проекта построен и в апреле 2000 г. введен в эксплуатацию 312-километровый нефтепровод в обход территории Чечни. Одновременно была создана перемычка от Махачкалы до нефтепровода Баку-Тихорецк. Она позволила транспортировать поступающую танкерами в Махачкалу туркменскую и казахстанскую нефть далее до Новороссийска. Таким образом удалось нейтрализовать угрозы для транспортировки нефти, связанные с чеченским конфликтом, в чем Россию неоднократно упрекали Азербайджан, Казахстан и Туркмения.
Ввиду растущей активности Турции и государств ГУУАМ в сфере разработки новых маршрутов транспортировки "постсоветской" нефти все острее становится необходимость дальнейшего развития экспортного маршрута нефти на Средиземноморье. Это потребует создания новых направлений, альтернативных транспорту через пролив Босфор. В данной связи началась работа по проектированию нефтепровода Бургас-Александруполис. Специальным комитетом в составе представителей России, Болгарии и Греции выполнена экспертная оценка технико-экономического обоснования проекта.
Развитие центральноевропейского направления, являющегося традиционным для российских нефтяников, осуществляется по двум ветвям - "северной" и "южной". Перспективы "северной" ветви связаны с поставками сырья на нефтеперерабатывающие заводы Польши и Германии; "южной" - с проектом интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", который представляет интерес для нефтяных компаний, так как дает возможность, минуя пролив Босфор, принимать в порту Омишаль (Хорватия) танкеры до 500 тыс. тонн. Сложность "южного" проекта заключается в том, что кроме России маршрут проходит по территории Белоруссии, Украины, Венгрии, Словакии и Хорватии. В ходе длительного переговорного процесса "Транснефти" удалось достигнуть договоренности с транспортными компаниями всех транзитных государств, в том числе строптивой Украины.
В 2000 г. началась проработка южного направления - проекта транспорта российской, казахстанской и туркменской нефти в Иран по маршруту Омск-Павлодар-Чарджоу-Тегеран. Кроме того, "Транснефть" исследует предложения об участии в строительстве нефтепроводов из Ирака в Иорданию и Сирию, а также обследовании нефтепроводов в различных регионах Азии, Африки и Латинской Америки.
"Транснефть"-2001: рост прибыли
Масштабные проекты, которые осуществляет "Транснефть", не мешают компании улучшать финансовые результаты (см. таблицу). За 9 месяцев 2001 г. чистая прибыль возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 69%. Главной причиной резкого улучшения финансовых результатов стала последовательная деятельность "Транснефти" по техническому перевооружению, реконструкции, капитальному ремонту и совершенствованию внутренней структуры компании. Примечательно, что рост прибыли достигнут без повышения тарифов.
Итак, ввод в строй Балтийской трубопроводной системы является значимой частью развития трубопроводной системы России. Интенсивность работы на других направлениях нефтяного экспорта также традиционно высока. В наступающем году она будет зависеть прежде всего от макроэкономической ситуации.
Основные финансовые результаты ОАО "АК "Транснефть" за 9 месяцев 2001 г., тыс. руб.
Показатель За 9 месяцев 2001 г. В %% к 2000 г.
Валовая прибыль 32 506 220 179,1
Прибыль от продаж 27 796 761 176,5
Прибыль до налогообложения 26 302 124 181,4
Прибыль от обычной деятельности 17 726 253 169,0
Чистая прибыль 17 696 090 168,9