После объявления Соединенными Штатами об одностороннем выходе из Договора по ПРО некоторые военные эксперты поспешили сделать предположения, что правительство предложит Госдуме РФ поправки в проект бюджета-2002, которые увеличат расходы на оборону до уровня 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). Однако все это оказалось иллюзией. В интервью газете "Файнэншл таймс" российский президент Владимир Путин исключил возможность каких-то резких действий, связанных с укреплением обороны страны. Военный бюджет увеличен не будет, а это значит, что линия на демилитаризацию в РФ экономики и общества будет продолжена.
В утвержденном в третьем чтении проекте бюджета на 2002 год расходы на оборону запланированы в размере 284,16 млрд. руб. Много это или мало? Если сравнивать в абсолютных цифрах с бюджетом нынешнего года, то рост на первый взгляд значительный - почти на 70 млрд. долл. Однако по отношению к ВВП это составляет всего 2,59%. Эксперты Минобороны считают, что этого недостаточно и что это не соответствует требованиям указа президента от 30 июля 1998 года о выделении ежегодно на нужды обороны на период 1999-2005 годов не менее 3,5% ВВП. (К сведению, совершенствующие свою оборону Турция, Греция, Израиль, Иран тратят на оборону не менее 5% ВВП.) Это требование пока еще ни разу не было выполнено: в 2001 году расходы на оборону составили 2,8% ВВП, в 2000 году - 2,6% ВВП, в 1999 году - 2,4% ВВП.
Сейчас в Вооруженных силах проводится военная реформа, организуется новая военная инфраструктура. Казалось бы, в этих условиях расходы на оборону надо увеличить. Однако этого не произошло. И при нынешних мизерных расходах, выделенных на оборону, Россия увеличивает количество средств на закупку вооружения - на 27 млрд. руб. - и реализует программы по повышению денежного довольствия военнослужащим.
Но зададимся вопросом: какие это программы? Представители правительства говорят, что военным хотят повысить зарплату. Но наблюдатели отмечают, что повышение денежных окладов офицерам и прапорщикам произойдет "хитрым" образом. На первом этапе - с 1 января до 70% (вместо существующих 30-50%) будет увеличена надбавка "за сложность и напряженность военной службы". Также с нового года будет введена ежемесячная специальная надбавка за командование воинскими подразделениями в звене взвод-полк. Эта надбавка касается младшего офицерского состава, включая старшин рот. Но не затрагивает всей армии. При этом обращает на себя внимание, что величина надбавки даже элитных слоев армии составит от 300 до 500 руб. Это не так много, но эти деньги заложены в бюджет. На втором этапе - с 1 июля 2002 года военнослужащим предполагается увеличить оклады по должности в соответствии с окладами госслужащих, а также увеличить процентные надбавки за выслугу лет. При этом будет прекращена выдача им компенсаций за подоходный налог и оплату жилья, телефона и коммунальных услуг. А офицерам, прослужившим 20 лет и более, будет отменена так называемая пенсионная надбавка (это почти треть пенсии, которую он мог бы получать, уйдя на гражданку).
Таким образом, на руки с 1 июля 2002 года военнослужащие будут вроде бы получать в 2 раза больше, чем сейчас. Скажем, жалованье командира взвода будет около 4 тыс. руб., комбата - около 6-7 тыс., командира полка - около 8 тыс. руб. Но заметим, что офицерам придется выплачивать из получаемого довольствия 13% подоходного налога, полностью платить за квартиру и другие услуги. В результате у них останется на 40-50% денег меньше, чем они получили. При этих расчетах не учитывается инфляция. А это значит, что в условиях нестабильных цен на нефть реальный заработок офицеров будет гораздо меньше. Фактически государство перераспределило деньги, и с 2002 года уровень финансового благосостояния младших офицеров возрастет гораздо больше, а уровень жизни старших офицеров, скажем так, - незначительно. А общие относительные расходы на социальную сферу по отношению к ВВП снизятся. Таким образом, при декларируемом желании правительства значительно увеличить денежное довольствие офицеров, это, видимо, не совсем получится, тем более что в 2002 году возможен секвестр бюджета. А это значит, что возможны задержки с исполнением бюджета, в том числе и военного.
Россию ждут нелегкие времена. В своей политике она захотела уйти от бремени военных расходов и сосредоточиться на гражданских проектах. Может быть, это и правильно. Тем более что война в Чечне близится к завершению. Однако военные эксперты считают, что низкий уровень оборонных расходов чреват социальными потрясениями в армейской среде. Видимо, власти это понимают и хотят принять упреждающие меры. Одна из них - согласие правительства на внесение в закон об отмене льгот военнослужащим пункта об индексировании денежного довольствия. Однако настораживает тот факт, что в бюджете на 2002 год деньги на это пока не предусмотрены.