0
988
Газета Экономика Интернет-версия

21.12.2001 00:00:00

Три лика промышленной политики

Тэги: клепач, промышленность


- Андрей Николаевич, чем, на ваш взгляд, вызван интерес участников семинара "Стратегия развития" к теме промышленной политики?

- Есть темы в моде и темы не в моде. Промышленная политика была немодной темой. Теперь к ней, к счастью, возвращаются. О промышленной политике задумывается правительство, если судить по его заявлениям и некоторым шагам. К этому приходит и сам бизнес, которому важно знать, что вообще планирует государство, есть ли у него видение перспектив в автомобильной промышленности, авиационной отрасли, высшей школе. Поэтому тема промышленной политики была заявлена на семинаре не только выступающим - Борисом Кузнецовым, - но и Институтом комплексных стратегических исследований.

- Почему именно сейчас вопросы промышленной политики стали актуальными?

- Проблема хорошо известна: стимулы роста, который мы наблюдали последние три года, во многом исчерпаны. Поток доходов от экспорта нефти сокращается. Как в этих условиях российская экономика сможет развиваться? И вообще, когда мы сможем выйти из порочного круга очень жесткой зависимости и роста, и благосостояния, и всех наших перспектив от конъюнктуры на мировых рынках, от колебаний в экспорте сырья? Альтернатива здесь одна - развитие обрабатывающих производств.

- Кто будет осуществлять это развитие? Достаточно ли у российского частного бизнеса сил, чтобы обеспечить этот рост?

- За последние время и мелкий, и крупный бизнес продемонстрировали достаточно большие способности к самостоятельному развитию. Однако в ряде секторов нет в ближайшие несколько лет серьезных рыночных перспектив. Речь идет об авиакосмическом комплексе, судостроении и некоторых других отраслях. Любые проекты, связанные с модернизацией существующих моделей, тем более с производством новых, упираются в существенный дефицит ресурсов. Нужно вкладывать сотни миллионов долларов, чтобы получать прибыль и чтобы остаться на рынке.

- Можно ли надеяться на иностранный капитал?

- Зарубежные инвестиции - это вполне реальная альтернатива. Но издержки такого подхода очевидны. В том же авиационном комплексе это означает, что скорее всего Россия не будет производить собственных самолетов и занимать самостоятельную нишу на мировом рынке. В лучшем случае мы будем выступать как субподрядчик Airbus или Boeing.

- А нерыночные рычаги? Какие силы здесь можно подключить в дополнение к рынку?

- Неизбежно обращение взоров к российскому государству, к его способности сконцентрировать ресурсы на перспективных стратегических направлениях. Однако здесь нужна стратегическая программа: какие предприятия остаются, какие должны быть полностью перепрофилированы, по каким видам продукции мы действительно можем конкурировать на мировом рынке. Должно быть одно-два ключевых направления, куда имеет смысл вкладывать ресурсы. Эта система будет жизнеспособна, если хотя бы через несколько лет она выйдет с коммерчески выгодным продуктом и сможет занять существенную долю на рынке. Это означает, что производство, например, гражданских самолетов, не может базироваться только на монополии государства. Необходимо привлекать сюда частный капитал и создать ему перспективу, чтобы он видел, что его вложения через несколько лет дадут ему возможность действительно контролировать этот бизнес.

- Смогут ли эти отрасли стать локомотивом экономического роста уже в ближайшие годы?

- Мы должны создавать плацдармы для будущего, которые позволят нам занять высокотехнологичные ниши. Но обороты этих рынков будут в ближайшие 4-5 лет ограничены. Нужны другие локомотивы роста, ориентированные на рынок. Проблема заключается в том, что у нас есть достаточно дорогостоящие проекты, которые оцениваются в 1-1,5 миллиарда долларов, но очень мало проектов на 50-100 миллионов, которые могли бы найти применение в автомобилестроении, производстве тракторов, комбайнов, в отрасли связи, в пищевой промышленности, то есть в тех секторах, где возможны либо сейчас, либо - как в автомобилестроении - со временем достаточно существенные прорывы. Государство здесь должно разработать и реализовать систему мер, которая позволит снизить риски инвестиций - прежде всего долгосрочных - в этих секторах.

- Вступление в ВТО подстегивает разработку промышленной политики?

- Переговоры с ВТО нужно вести параллельно с выработкой стратегии развития. Важно, на какие сектора имеет смысл делать ставку. По отношению к автопрому, например, альтернатива скорее не в том, что исчезнет производство, если ввозные тарифы не поднимут, а в том, будет ли оно развиваться нашим бизнесом, либо же наши предприятия - и ГАЗ, и ВАЗ - ждет банкротство, и вместо них, а может, с использованием каких-то их ресурсов будет налажено производство иностранными компаниями. Я считаю, что у российского автопрома есть свое будущее. В наших условиях имеет смысл в ближайшие 5-7 лет поддержать автопром, в том числе и защитными мерами, ориентированными в основном против импорта подержанных автомобилей - как легковых машин, так и автобусов.

- Предпринимает ли государство какие-либо попытки определиться с промышленной политикой?

- Как таковых приоритетов у нас скорее не существует, хотя есть бумаги, где они прописаны. В данном случае это вопрос выбора государства. Нужна политическая воля, нужно решение на высшем уровне, нужны люди, готовые не просто отвечать за потраченные деньги, но и за результаты. Без целенаправленной промышленной политики, причем ориентированной не только на промышленность, а на избирательную поддержку секторов, Россия не будет иметь перспектив, связанных с модернизацией, с созданием конкурентоспособных производств, которые будут таковыми не только сейчас, но и через 5-10 лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1265
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
565
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
801

Другие новости