Заседания Госсовета обросли своими традициями, которые уже практически не меняются. Вчерашний губернаторский сход для обсуждения проблем малого бизнеса не стал исключением. Как и все руководители рабочих структур Госсовета, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков призывал к тому, чтобы его группа действовала на постоянной основе. Такие пожелания, как правило, не сбываются.
Еще одно традиционное пожелание из серии несбыточных озвучил в кулуарах мэр Москвы Юрий Лужков. Он заявил, что решениям Госсовета необходимо придать обязательный характер, поскольку это единственный орган, "который консолидирует работу государства и региональной власти". Назначаемость же Совета Федерации, по мнению столичного градоначальника, это тоже ошибка, которую необходимо исправить.
Впрочем, все эти сюжеты обобщаются единой идеологией. Госсовет должен демонстрировать чиновникам политическую волю первых лиц к решению тех или иных вопросов. На этот раз воля проявлялась в решении проблем малого бизнеса. Открывая вчерашнее заседание, Владимир Путин сообщил, что "малый бизнес - это большое государственное дело", которое должно привести к повышению народного благосостояния. Система, в которой работают некрупные предприниматели, требует немедленной модернизации. Сейчас "каждый уровень власти вносит посильную лепту" в создание многочисленных административных барьеров. По словам президента, только за регистрацию предприятия предпринимателям нередко приходится платить фирмам, фактически аффилированным с государством. "Это узаконенная форма взятки", - грозно заметил президент.
О системе взяточничества в России главе государства была подготовлена внушительная справка - процедура государственной регистрации создания предприятия. Запутанная схема напоминала поле для игры в "Монополию", для прохождения которой в реальности может не хватить и года. Для сравнения Путину была продемонстрирована схема регистрации предприятия в Германии - две инстанции, прохождение которых занимает у немецких предпринимателей не больше часа. В справке по России содержалась замечательная оговорка. В разделе "контролирующие, фискальные органы" наряду с ФСНП, Счетной палатой, ФСБ и прокуратурой в скобках значилась "организационная преступность".
Финансовые проблемы малого бизнеса комментировал министр финансов Алексей Кудрин. Он сообщил, что правительственная программа, которая будет разработана на основе предложений Госсовета, начнет действовать в 2003 году. За это время министерства должны досогласовать все необходимые нормативные акты, а Дума - придать им силу закона. Кудрин пообещал, что специальная глава, которая дополнит Налоговый кодекс правилами ведения малого бизнеса, будет рассмотрена правительством в первом квартале следующего года. Правда, последующее выступление главы Минфина заставило в этом усомниться. По его мнению, необходимо серьезно откорректировать статью о госгарантиях по кредитам, а также доработать вопрос об использовании фондов, которые государство готово отдавать в аренду малому бизнесу.
Губернаторы готовы были решить финансовые проблемы иначе. Представители дотационных регионов жаловались на нехватку ресурсов в фондах, поддерживающих малый бизнес. Воронежская область была бы не прочь оставлять 100% налога на вмененный доход на своей территории, а 80% этой суммы переводить в местные бюджеты. Красноярский губернатор Александр Лебедь подсчитал, что на развитие малого бизнеса его региону достаточно было бы 200-500 млн. руб. в год. "Надо взять и волевым порядком реализовать эту подстраховку", - декларировал он.
Большинство губернаторских пожеланий в ходе официальной части заседания Госсовета так и остались без ответа президента. Почти половину мероприятия глава государства увлеченно беседовал с премьер-министром. Вероятно, свое мнение президент предпочел оставить на "десерт" - после заседания все присутствовавшие плавно переместились на обед в Андреевский зал Кремля. Первый опыт демократичного общения с президентом завершился губернаторской очередью к первому лицу, так что пообедать толком никто не смог.