Сергей Степашин продолжает наступление на российский истеблишмент. На этот раз под удар Счетной палаты попали Минфин и Минсельхоз. В распоряжении "НГ" оказался отчет о расходовании финансовых средств, выделенных Всемирным банком (ВБ) на проведение структурных реформ в сельском хозяйстве.
История началась летом 1994 года, когда Всемирный банк решил помочь нам исправить положение в сельскохозяйственном секторе, развить фермерский класс и создать условия для реализации инвестиций. Так называемый проект "АРИС" предполагал предоставление ВБ займа в размере 240 млн. долл. Для реализации этого проекта сформировался, казалось бы, прекрасный тандем: финансовое ведомство было обязано контролировать расход средств ВБ, а сельскохозяйственное отвечало за координацию проекта.
История с этим кредитом наглядно показывает, как российские чиновники умеют распоряжаться иностранными деньгами. Например, ни одно из ведомств не взяло на себя труд подумать, как будут расходоваться предоставленные деньги. Экономический эффект от этого проекта рассчитан не был. А сметы расходования средств по проекту были утверждены руководством Минсельхоза только через четыре (!) года после начала его финансирования. При этом оно проявило недюжинные способности в составлении смет, указав только категории затрат. А догадаться по их названию, куда отправились иностранные денежки, крайне сложно. Чего стоят, например, статьи "Служба по предоставлению консультаций и информации фермерам" или "Институциональное развитие семеноводства". Все эти чиновничьи уловки, как говорится в отчете СП, не позволяют "установить соответствие произведенных конкретных расходов их объему по смете". Впрочем, вскоре после начала реализации проекта чиновники поняли, что такое количество денег им не под силу освоить: Минфин и Минсельхоз трижды принимали решение о сокращении первоначального объема займа.
С начала реализации проекта по сегодняшний день были потрачены средства Всемирного банка в размере 117 млн. долл., а также 11 млн. долл. из бюджета. Правда, строительство рыночной экономики в Минфине и Минсельхозе понимали по-своему. На деньги ВБ строили скорее базары - больше половины израсходованных средств ушло на строительство оптово-розничных рынков и всемирной ярмарки "Российский фермер". Не поскупились и на оплату труда иностранных консультантов "АРИСа". В частности, только на "содержание сотрудников фирмы "Артур Андерсен LLP", как говорится в отчете, было израсходовано 4 млн. долл. Проект также помог поправить материальное положение отечественных специалистов. Рядовой российский работник зарабатывал в месяц более одной тысячи американских долларов, а руководитель ежемесячно получал 2,65 тысячи.
Однако главные нарушения со стороны Минфина и Минсельхоза Счетная палата выявила в предоставлении связанных кредитов предприятиям агропрома. Технология здесь такова - российское правительство предоставляет частному сектору иностранные деньги, и затем уже само расплачивается со Всемирным банком. Предприятие, в свою очередь, обязано вернуть эти деньги в бюджет.
Минфин как структура, полномочная контролировать расход бюджетных средств, только однажды взял на себя труд проверить, как расходуются выделенный им 81 млн. долл. При этом Счетная палата выяснила, что заемщики регулярно нарушали свои обязательства, искажали бухгалтерскую отчетность, превышали сметы затрат и использовали нецелевым образом выделенные им деньги. Например, ОАО "Малино" умудрилось не по назначению израсходовать 1,8 млн. долл., а агрофирма "Бунятино" потратила на строительство почти на 1 млн. долл. больше, чем было заложено в смете. Но Минфин продолжал финансировать неоднократно проштрафившихся заемщиков. В результате общая сумма долга частных предприятий, а также субъектов Российской Федерации по средствам займа Всемирного банка достигла 36,7 млн. долл. Этих денег не досчитался федеральный бюджет.
Вот так Минфин и Минсельхоз вели структурную перестройку отечественного сельского хозяйства, построив много оптово-розничных рынков, вместо того чтобы создать в России сильные фермерские хозяйства, как это предполагал проект. Счетная палата пока не торопится с обнародованием выявленных нарушений, однако, как это уже не раз происходило, данные ведомства Сергея Степашина всегда поспевают к нужному моменту - если на то есть высокая политическая воля. Учитывая, что в то время эти проекты курировал Михаил Касьянов, занимавший в Минфине ответственные посты, результаты работы ведомства Степашина лягут тенью и на нынешнего руководителя кабинета министров. Впрочем, российскому премьеру уже давно пора ответить на два вопроса, неизбежно возникающие при анализе данных Счетной палаты о масштабе выявленных нарушений, - зачем правительство берет у международных финансовых организаций кредиты, которые затем тяжким бременем ложатся на российскую экономику? И зачем вообще брать деньги, если не умеешь их разумно тратить и не в состоянии осуществлять контроль за их расходованием?