Хаос на нефтяном рынке и угроза секвестирования бюджета заслонили тему финансовых взаимоотношений регионов и Центра в рамках бюджета-2002. Однако там есть немало интересных вещей. Например, доходы от поступления налогов в пользу федерального Центра намного превышают доходы регионов. В свою очередь, расходы регионов и муниципалитетов значительно превышают объем поступлений в их бюджеты. Ответы на вопрос "почему?" кроются не только в чисто экономической целесообразности. В 2002 году в решающую фазу вступит реформа перераспределения полномочий между Центром и регионами.
Бюджет следующего года уже фактически сформирован. Согласно проекту бюджета, распределение налоговых поступлений между федеральным Центром и регионами устанавливается в соотношении 63:37. Из 37% примерно 20 идет регионам, а остальное - в муниципальные бюджеты. При этом доля расходов регионов и муниципалитетов в консолидированном бюджете составляет 55%. Разница покрывается за счет финансовой помощи, которую федеральный Центр перечисляет в форме трансфертов и субсидий. В Министерстве финансов говорят, что эта система представляет собой механизм перераспределения доходов от богатых регионов бедным.
Необходимо, правда, заметить, что даже сильные субъекты Федерации являются получателями бюджетных средств. Например, регионы-доноры получают из федерального Центра деньги на детские пособия, выплаты ветеранам и инвалидам, не говоря уже о зарплатах бюджетникам. А они, как известно, были повышены уже в этом году на 60%. При этом основная тяжесть по их выплатам легла именно на субъекты Федерации и муниципальные органы власти. По прогнозам ряда экспертов, доля средств, идущих на выплаты зарплат бюджетникам, увеличится в муниципальных и региональных бюджетах с 40 до 60-70%. Отчасти государство эту проблему решило, почти полностью передав регионам и муниципалитетам сбор земельного налога (90%) и повысив его ставки, а также сохранив до 2004 года налог с продаж. Между тем, по различным оценкам, регионам и городам для выплаты заработной платы бюджетникам не хватает около 40 млрд. руб. Чтобы хоть как-то разрешить эту ситуацию, они будут вынуждены сокращать другие расходы.
Экономическая зависимость регионов от Центра, таким образом, все больше и больше увеличивается. "Это в значительной степени является результатом перераспределения доходов от налоговых поступлений в пользу федерального Центра", - считает депутат Государственной Думы Владимир Рыжков. По убеждению депутата, объем доходов должен соответствовать объему расходов. При этом, как считает Рыжков, разрыв между Центром и регионами в объеме получаемых налогов обедняет даже богатые регионы.
Необходимо отметить, что пропасть между налоговыми поступлениями в бюджеты Центра и регионов увеличивалась особенно сильно за последние два года. Параллельность этой тенденции с выстраиванием жесткой властной вертикали, реформой Совета Федерации вполне очевидна. По словам Рыжкова, рычаг экономического давления на регионы становится все более и более значимым для федерального Центра.
В 2002 году будут полностью пересмотрены договора с регионами, возможно, проведена реформа сложносоставных субъектов Федерации и выработана концепция разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами. По словам идеолога реформы замруководителя администрации президента Дмитрия Козака, разграничение полномочий приведет к закреплению зон ответственности за каждым уровнем власти. Следовательно, найти виновного в случае определенных проколов будет довольно легко. Деньги не будут тратиться бесконтрольно и по нецелевым направлениям. Однако, учитывая механизмы финансового воздействия на регионы, возникает определенная опасность, что в результате реформы ключевые властные полномочия будут переданы федеральному Центру. Ведь следствием лишения регионов экономической самостоятельности станет уменьшение их политического веса в отстаивании своих позиций. Нетрудно вспомнить, как развивались события в Бурятии, когда на место сенатора был выдвинут опальный прокурор Юрий Скуратов. Нехорошо - сказали в Москве и пригрозили отказом в финансовой помощи. Очевидно, что в условиях, когда финансовая помощь регионам все больше и больше приобретает свойства рычага политического давления на субъекты Федерации, проведение реформы по разграничению полномочий для федерального Центра значительно облегчается.