0
911
Газета Экономика Интернет-версия

08.12.2001 00:00:00

В бюджете-2002 права регионов урезаны

Тэги: бюджет, регион


Хаос на нефтяном рынке и угроза секвестирования бюджета заслонили тему финансовых взаимоотношений регионов и Центра в рамках бюджета-2002. Однако там есть немало интересных вещей. Например, доходы от поступления налогов в пользу федерального Центра намного превышают доходы регионов. В свою очередь, расходы регионов и муниципалитетов значительно превышают объем поступлений в их бюджеты. Ответы на вопрос "почему?" кроются не только в чисто экономической целесообразности. В 2002 году в решающую фазу вступит реформа перераспределения полномочий между Центром и регионами.

Бюджет следующего года уже фактически сформирован. Согласно проекту бюджета, распределение налоговых поступлений между федеральным Центром и регионами устанавливается в соотношении 63:37. Из 37% примерно 20 идет регионам, а остальное - в муниципальные бюджеты. При этом доля расходов регионов и муниципалитетов в консолидированном бюджете составляет 55%. Разница покрывается за счет финансовой помощи, которую федеральный Центр перечисляет в форме трансфертов и субсидий. В Министерстве финансов говорят, что эта система представляет собой механизм перераспределения доходов от богатых регионов бедным.

Необходимо, правда, заметить, что даже сильные субъекты Федерации являются получателями бюджетных средств. Например, регионы-доноры получают из федерального Центра деньги на детские пособия, выплаты ветеранам и инвалидам, не говоря уже о зарплатах бюджетникам. А они, как известно, были повышены уже в этом году на 60%. При этом основная тяжесть по их выплатам легла именно на субъекты Федерации и муниципальные органы власти. По прогнозам ряда экспертов, доля средств, идущих на выплаты зарплат бюджетникам, увеличится в муниципальных и региональных бюджетах с 40 до 60-70%. Отчасти государство эту проблему решило, почти полностью передав регионам и муниципалитетам сбор земельного налога (90%) и повысив его ставки, а также сохранив до 2004 года налог с продаж. Между тем, по различным оценкам, регионам и городам для выплаты заработной платы бюджетникам не хватает около 40 млрд. руб. Чтобы хоть как-то разрешить эту ситуацию, они будут вынуждены сокращать другие расходы.

Экономическая зависимость регионов от Центра, таким образом, все больше и больше увеличивается. "Это в значительной степени является результатом перераспределения доходов от налоговых поступлений в пользу федерального Центра", - считает депутат Государственной Думы Владимир Рыжков. По убеждению депутата, объем доходов должен соответствовать объему расходов. При этом, как считает Рыжков, разрыв между Центром и регионами в объеме получаемых налогов обедняет даже богатые регионы.

Необходимо отметить, что пропасть между налоговыми поступлениями в бюджеты Центра и регионов увеличивалась особенно сильно за последние два года. Параллельность этой тенденции с выстраиванием жесткой властной вертикали, реформой Совета Федерации вполне очевидна. По словам Рыжкова, рычаг экономического давления на регионы становится все более и более значимым для федерального Центра.

В 2002 году будут полностью пересмотрены договора с регионами, возможно, проведена реформа сложносоставных субъектов Федерации и выработана концепция разграничения полномочий между федеральным Центром и регионами. По словам идеолога реформы замруководителя администрации президента Дмитрия Козака, разграничение полномочий приведет к закреплению зон ответственности за каждым уровнем власти. Следовательно, найти виновного в случае определенных проколов будет довольно легко. Деньги не будут тратиться бесконтрольно и по нецелевым направлениям. Однако, учитывая механизмы финансового воздействия на регионы, возникает определенная опасность, что в результате реформы ключевые властные полномочия будут переданы федеральному Центру. Ведь следствием лишения регионов экономической самостоятельности станет уменьшение их политического веса в отстаивании своих позиций. Нетрудно вспомнить, как развивались события в Бурятии, когда на место сенатора был выдвинут опальный прокурор Юрий Скуратов. Нехорошо - сказали в Москве и пригрозили отказом в финансовой помощи. Очевидно, что в условиях, когда финансовая помощь регионам все больше и больше приобретает свойства рычага политического давления на субъекты Федерации, проведение реформы по разграничению полномочий для федерального Центра значительно облегчается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1316
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1163
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1387
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1307

Другие новости