Несмотря на недавнее заявление Виктора Геращенко о том, что скорее всего уже в сентябре будущего года он оставит свой пост и выйдет на пенсию, его активная деятельность в последнее время лишний раз заставляет задуматься о том, что глава ЦБ лишь избрал новую тактику, дабы несколько усыпить бдительность оппонентов в борьбе за независимость своего ведомства. Вчера глава Банка России Виктор Геращенко обратился с просьбой к председателю Госдумы Геннадию Селезневу поддержать позицию ЦБ о необходимости возврата проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" к процедуре первого чтения.
Представить Геращенко в роли почетного пенсионера сложно, тем более что глава ЦБ совсем недавно одержал две довольно важные победы. Одна из них абсолютно ясная - правительство одобрило основную концепцию реформирования банковской системы, подготовленную именно в ЦБ. Вторая победа главы Центробанка сначала воспринималась не так однозначно. Напомним, что во время визита в Россию директора-распорядителя МВФ Хорста Келлера президент Владимир Путин сделал заявление, что Центробанк готов досрочно погасить долги Фонду. Речь шла о займах 1998 года, часть которых была передана Минфину. Слова президента многими были восприняты как демонстрация зависимости Банка России от кремлевской администрации. Практически все эксперты заговорили о том, что ЦБ теряет независимость и лишь Геращенко "потирал руки", зная, что избавился от надоедливого наблюдателя. Как рассказали "НГ" источники в Кремле, такими досрочными выплатами, инициированными все-таки Центробанком, Геращенко удалось "отвадить" от своего ведомства Фонд, руководителей которого слишком сильно волновал статус Банка России и его роль в готовящейся реформе кредитных учреждений. Давление МВФ как кредитора было довольно существенным, и выплатив досрочно долги, Геращенко лишил Фонд основного рычага воздействия на свое ведомство.
Однако до спокойной жизни ему, видимо, далеко, ведь депутаты готовили главе Банка России очередной подарок - закон о ЦБ. Очевидно, что два проекта закона, подготовленные ЦБ и Госдумой, кардинально отличаются друг от друга. По мнению Геращенко, депутатский вариант просто противоречит Конституции: "Законопроект прямо подрывает важнейшие основы деятельности Банка России и принцип его независимости, установленные Конституцией Российской Федерации".
Напомним, что 28 ноября 2001 года на совместном заседании банковский и бюджетный комитеты Госдумы одобрили подготовленный рабочей группой вариант законопроекта ко второму чтению. Уже тогда ЦБ РФ предложил вернуться к первому чтению, обратив внимание депутатов на то, что подготовленные поправки выходят за рамки перечня подлежащих доработке вопросов, утвержденного Госдумой, и коренным образом изменяют концепцию законопроекта.
В качестве иллюстрации этого тезиса приведены следующие цифры: из 95 статей действующего закона о Банке России принятый в первом чтении законопроект предполагал исключение одной и изменение 19 статей. А рабочая группа, мягко говоря, "перевыполнила план": депутаты решили исключить две статьи и изменить 43, "большинство из которых носят ключевой характер".
В результате, полагают в ЦБ РФ, предложенные поправки фактически меняют всю концепцию законопроекта, одобренного в первом чтении. Ведь постановление Госдумы от 5 июля 2000 года # 532-III ГД предписывало комитетам более детально проработать лишь пять вопросов: механизм подотчетности ЦБ РФ Госдуме, параметры основных направлений денежно-кредитной политики, цели и порядок управления находящейся в распоряжении ЦБ федеральной собственностью, порядок перечисления в бюджет прибыли и доходов от не основной деятельности, а также вопрос взаимоотношения ЦБ с государственными органами, в том числе со Счетной палатой, МНС и Минюстом РФ.
Согласно новой редакции, Банк России приобретает статус федерального органа государственной власти, действующего независимо от других властных структур. ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом и золотовалютными резервами Банка России и не отвечает по обязательствам государства, если он не принял на себя таковых.
В части выхода Банка России из капитала кредитных организаций зафиксировано, что из капитала Сбербанка ЦБ РФ должен выйти не ранее года после принятия системы гарантирования вкладов, из капитала Внешторгбанка - до 1 января 2005 года. При этом любое уменьшение доли ЦБ должно осуществляться лишь на основании специальных федеральных законов. Из капитала российских загранбанков ЦБ должен выйти в порядке и в сроки, согласованные с правительством.
Кроме того, законопроект усиливает статус Национального банковского совета, который становится коллегиальным органом, рассматривающим смету и годовой отчет Банка России, а также принимающим решения по выбору аудитора ЦБ. По мнению депутатов, в настоящее время НБС выполняет декоративную роль и слишком зависим от председателя ЦБ. Учитывая все атаки, которые уже приходится и еще придется отбить Виктору Геращенко, о пенсии и спокойном времени ему придется забыть.