Изрядно помотав нервы странам - членам ОПЕК, Россия все-таки решила сделать новогодний подарок картелю. Вчера после совещания премьер-министра Михаила Касьянова с представителями крупнейших нефтяных компаний было принято решение о сокращении добычи и экспорта нефти на 150 тыс. баррелей в сутки с 1 января 2002 года. Именно такую "жертву" нефтяные генералы требовали от России для стабилизации мирового рынка энергоносителей и возвращения беглых цен в коридор 20-25 долл. за баррель. Презент Белого дома оказался царским - Россия мелочиться не стала и удовлетворила просьбу картеля по полной программе.
Стоит заметить, что до сегодняшнего дня российское правительство вело себя, как кокетливая барышня перед настойчивым кавалером. После резкого падения цен на нефть картель всерьез озаботился ситуацией на рынке энергоносителей и фактически признался, что один он в поле не воин. Именно тогда ОПЕК обратилась за помощью к независимым нефтеэкспортерам. Мексика и Норвегия откликнулись незамедлительно - бюджеты этих стран кровно заинтересованы в высоких ценах на энергоносители, других способов зарабатывать деньги ни у нищей Мексики, ни у благополучной Норвегии особо нет. Однако роль первой скрипки в спасении рынка должна была сыграть Россия - второй по величине после Саудовской Аравии продавец черного золота. Для нашей страны возвращение цен на нефть в "справедливые", по выражению премьера, коридоры вроде бы тоже жизненно необходимо: так красиво сверстанный Минфином бюджет уже пришлось пересматривать, а о дополнительных доходах, которые должны были облегчить прохождение пиковых платежей по внешним долгам 2003 года, можно просто забыть. С одной стороны, для России экономическая выгода от повышения цен на нефть очевидна, однако, с другой стороны, государственный рационализм был перебит политическими мотивами. На фоне расцветающего "романа" России и Америки - крупнейшего потребителя нефти, для экономики которой низкие цены на черное золото являются одним из важнейших условий выхода из затяжной рецессии, Москва, видимо, решила по-своему помочь стране ковбоев. Михаил Касьянов на днях заявил, что Москва будет принимать решение исходя из условий интеграции России в мировое экономическое пространство. В переводе с "белодомовского" языка на человеческий это означает, что наша страна отдала предпочтение Западу перед Востоком. Однако ни о каком игнорировании собственных интересов речи не шло. В ответ на поддержание низких цен на нефть, необходимых Западу, Россия надеялась на лояльность иностранных кредиторов по отношении к нашим долгам: всю сумму нам бы все равно не списали, однако предмет для торга уже есть. Тем более что пока критическая отметка стоимости нефти для российского бюджета не достигнута: ведомство Алексея Кудрина подстраховалось и предусмотрительно отодвинуло нижнюю планку до 14,5 долл. за баррель.
Формально Россия активно сотрудничала с ОПЕК, заявив о своей готовности сократить экспорт сначала на "целых" 30, а потом и на 50 тыс. баррелей в день. Картель воспринял российскую арифметику как издевательство. В ответ на такое выражение "доброй воли" взбешенный президент ОПЕК Шакиб Хелиль заявил, что у картеля очень велико искушение просто утопить рынок в дешевой нефти. Причем реализовать такую угрозу картелю было довольно легко: себестоимость добычи нефти в странах ОПЕК и России просто несопоставима. Правда, в такой ценовой войне экономика стран картеля кардинально пострадала бы, но и России пришлось бы несладко. Доводить дело до открытого противостояния с картелем России не хотелось, поэтому заветная для ОПЕК цифра в 150 тыс. баррелей была наконец-то озвучена. Рынок отреагировал моментально. Нефть Brent уже вчера перешагнула отметку в 20 долл. за баррель. Правда, аналитики считают, что решение России вызовет только краткосрочное повышение цен на нефть. Затем, когда эйфория от этой новости пройдет, трейдеры начнут обращать внимание на другие события. Для поддержания цен на приемлемом для всех уровне необходимо присутствие постоянного спроса на энергоносители. Принимая во внимание последние события, вполне вероятно, что в ближайшее время произойдет снижение спроса на топливо. Например, сокращение рейсов авиакомпаний, которые несут огромные убытки после терактов в США и частых авиакатастроф, может привести к значительному падению спроса на топливо, а это чревато началом новой волны снижения цен.
Впрочем, пока российские жертвы совсем не так велики, как хотелось бы странам - членам картеля.
По словам вице-президента компании "Транснефть" Сергея Григорьева, нынешнее снижение поставок нефти совсем незначительно, около "ведра нефти с каждой компании". В настоящий момент свое сырье в трубу "Транснефти" сдают около 250 компаний. При этом, если сокращение на 150 тыс. барр. в сутки продлилось бы в течение года, экспорт от этого сократился не более чем на 7,5 млн. тонн. Для сравнения - только на Запад (без учета поставок в страны СНГ) Россия экспортирует 130 млн. тонн в год. По словам Григорьева, в последние месяцы многие нефтяные компании - например, "ЛУКОЙЛ", ЮКОС, ТНК, "Роснефть" - поставляли в систему "Транснефти" меньше сырья, чем заявляли. Причем объемы этой недопоставки вполне сопоставимы с ограничениями, которые на нефтяников будут наложены в ближайшее время: фактически нефтяные компании сократят "воздух".
Как считает глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, сегодня на экономике страны снижение цены на нефть сказывается мало. Связано это с тем, что доля нефтяной промышленности в ВВП страны составляет порядка 10%, а в федеральном бюджете - около 20%. Поэтому падение цены в 2 раза приводит к уменьшению поступлений в федеральный бюджет от нефтяной промышленности на 10%. Но поскольку цены на нефтепродукты и другие энергоносители на внутреннем рынке становятся ниже, то другие составляющие ВВП начинают приносить больше доходов, а значит, растут налоговые поступления в бюджет. Уменьшение цены существенного влияния на экономику не окажет. Остается проблема, связанная с падением валютных поступлений. Но валютные резервы, которые на сегодня имеются у нашего Центрального банка, вполне достаточны, чтобы на протяжении нескольких лет выполнять наши внешние обязательства.
Для того чтобы российское правительство пошло на реальное сокращение добычи нефти, необходимы непонятные мне политические резоны. Если цена на нефть Brent снизится до 14 долл. за баррель, то в течение года мы без всяких решений правительства сохраним стабилизированную добычу и к концу года будем иметь падение добычи по естественным причинам. Все это время проблем с бюджетом возникать не будет, поскольку у нас еще имеются резервы. Если правительство хочет, чтобы и нефтяная промышленность в дальнейшем развивалась более устойчиво, и с ОПЕК достичь соглашений, выгодные не только для картеля, то в этом случае оно должно было уступить ОПЕК. Но не с точки зрения текущих сокращений, потому что это выгодно для ОПЕК, но невыгодно для России. Правительство может уступить ОПЕК в сфере наших планов по приросту добычи. В соответствии с энергетической программой Россия планирует к 2005-2010 годам добывать по 9 млн. баррелей нефти в сутки. Если правительство изменит свое решение и уменьшит этот план до 8,5 или даже 8 млн. баррелей, то это будет, конечно, не очень приятно, но не нанесет ущерба российской нефтяной промышленности, как это сделает сокращение или даже просто остановка роста добычи на пороге зимы. То есть Россия может жертвовать среднесрочными планами по добыче, но мы не можем делать краткосрочных шагов, ибо это нанесет существенный ущерб нефтяной промышленности.
По мнению вице-президента НК "ЛУКОЙЛ" Леонида Федуна, принято абсолютно правильное и мудрое решение. Оно позволит стабилизировать цены на том уровне, который даст возможность России полностью выполнять долговые обязательства и в полном объеме осуществлять социальные программы. Конечно, нефтяным компаниям придется чем-то поступиться, но при падающих ценах гораздо лучше пойти на некоторое сокращение, чтобы создать условия для увеличения стоимости сырья.
Россия сумела извлечь по максимуму все преимущества из своего нечленства в организации стран - экспортеров нефти, считает вице-президент НК "Славнефть" Андрей Шторх. Наш независимый от картеля статус позволил, по сути, продиктовать цены на мировых рынках нефти. Имея всего 5% мировых объемов рынка, Россия сумела как грамотный миноритарный акционер повлиять на это "большое предприятие". Наше нежелание сразу согласиться с предложениями (де-факто требованиями) ОПЕК пойти на существенное сокращение позволило нам выработать некий оптимум: с одной стороны, договориться со странами-производителями, с другой стороны, со странами-импортерами - Соединенными Штатами, западноевропейскими и другими потребителями. Компромисс, который в итоге был найден, полностью отвечает интересам и государства как хозяина бюджета, и нефтяных компаний как структур, в значительной степени формирующих этот бюджет. Де-факто сокращение объемов добычи нефти в России уже произошло. Сейчас этому придан статус де-юре. Действительно, некоторое снижение добычи наблюдалось. При этом, когда компании заявляли, что они добудут столько-то нефти, а потом по той или иной причине не исполняли свои обязательства, им автоматически срезались экспортные квоты на пропорциональный объем. Если вы не добыли, скажем, 2 тонны, соответственно на 1 тонну меньше получится экспорта. В данном случае - государственное регулирование в действии.