Пресс-служба НК "ЛУКОЙЛ"
Те, кто заявляет, что маршрут Баку-Джейхан можно наполнить российской нефтью, не совсем специалисты. Это будет нефть компании "ЛУКОЙЛ", принадлежащая ей как участнику консорциума по разработке азербайджанских и казахстанских месторождений. А частная компания "ЛУКОЙЛ" и Россия - это разные вещи. Нам говорят о том, что трубопровод Баку-Джейхан приведет к диверсификации маршрутов и к выбору для нефтедобытчиков более приемлемых условий доставки. Так ли это? На самом деле план "диверсификации" вынашивали США, и именно для того, чтобы Россия не была ключевой страной, транспортирующей нефть.
Сыграла свою роль и политика Баку: Азербайджан говорил, что скоро зальет нефтью весь мир. А нефти-то и нет. Теперь, чтобы хоть как-то оправдат ь существование проекта, хотят к нему подключить Казахстан. А это для России - уменьшение транзита, потери в финансовом выражении, геополитические потери. Ведь в проекте участвуют Казахстан и Азербайджан. Где российская нефть?
И Казахстан, и Туркменистан - все, у кого в регионе есть запасы нефти, - пока завязаны на Россию. Если мы хотим быть чем-то связаны в будущем со странами СНГ, то нас должна объединять экономика. Нефтяной транзит по действующему маршруту Баку-Новороссийск - это и есть реальное экономическое объединение.
Баку-Джейхан - дорогой проект. Азербайджанской нефти для его реализации недостаточно. А если подключить еще и казахстанскую, то тариф на прокачку изначально будет выше. Просто чтобы окупить те три миллиарда долларов, в которые обойдется строительство, он должен быть примерно раза в два больше, чем на маршруте Баку-Новороссийск.
Почему этот убыточный проект просто не похоронят? Во-первых, в него уже вложили сотни миллионов долларов, и компаниям нужна какая-то альтернатива. Есть объяснение и по позиции ряда российских структур, которые защищают маршрут Баку-Джейхан. "ЛУКОЙЛ" ратует за этот проект, вероятно, не случайно. Не так давно высокопоставленные и наделенные немалыми полномочиями менеджеры компаний, участвующих в проекте, а также имеющие отношение к его реализации западные политики на встречах с российскими нефтяниками и энергетическими чиновниками предлагали как-то обмолвиться в защиту этого проекта. Шел завуалированный торг. Может быть, в случае с "ЛУКОЙЛом" аргументы как раз и были найдены.
Иван Ждакаев, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи
В случае реализации проекта Баку-Джейхан Россия очень много потеряет с точки зрения защиты своих национальных интересов. Сегодня многие видят перспективу одного дня, но и самые опытные аналитики не могут давать перспективу хотя бы на 5-10 лет. Где и с кем будет Азербайджан? На кого будут ориентироваться республики Средней Азии? С кем сблизятся наши соседи и в каких мы будем отношениях? От степени ответственности нашей политики сегодня будут зависеть отношения с другими странами завтра. Такой вопрос, как транспортировка энергоносителей, упускать мы не имеем права.
Сколько сегодня должна Украина России за газ и сколько она - открыто говорю, готов ответить за свои слова - ворует у нас этого газа┘ Республики бывшего СССР действуют часто в ущерб гражданам России. Прибалтика пополняет бюджет за счет своих портов. Украина - за счет трубопроводов. А мы уводим капиталы, ресурсы, налоги за пределы страны, отдаем то, что могло бы приносить нам прибыль, в чужие государства - для чего? России этот нефтепровод Баку-Джейхан плюсы принесет только сказочные, мифические, реально же они будут отсутствовать, это очевидно любому специалисту. Зато минусы - экономические, геополитические - будут огромны. Внутри России это яркий пример борьбы небольших групп за свои интересы в ущерб государству. Кучка российских и азербайджанских олигархов поделит между собой прибыль, а народам обеих стран от этого ничего не достанется.
Дмитрий Орлов, заместитель гендиректора Центра политических технологий, главный редактор "Политком.Ру"
Несколько лет назад Збигнев Бжезинский в "Великой шахматной доске" назвал Каспий зоной стратегических интересов США: ни Турция, ни тем более Иран или Россия не должны здесь доминировать. Бжезинский давно не оракул. Но по Каспию его позиция и политика Соединенных Штатов почти полностью совпадают.
Выступая в 2000 году на слушаниях в американском сенате, посол США в Азербайджане г-н Уилсон прямо заявил, что интересы Вашингтона в этой стране имеют в большей степени политическую, чем экономическую мотивацию. Достаточно вспомнить и то, что спецпосланник президента и госсекретаря США по Каспию Элизабет Джонс предпринимала колоссальные усилия по обеспечению присутствия Америки в этом регионе. Образно говоря, трубопровод Баку-Джейхан спроектирован не в недрах американских нефтяных корпораций, а в государственном департаменте. В последнее время активность Вашингтона ослабла, а Кондолиза Райс даже была вынуждена признать, что основная артерия региона - это российский нефтепровод Баку-Новороссийск. Он легко обслуживает весь азербайджанский нефтеэкспорт. Другие маршруты попросту избыточны. Исследования Exxon Mobil убедительно показали, что маршрут Баку-Джейхан не будет выгодным даже с привлечением ресурсов нового казахстанского месторождения Кашаган. И тем не менее этот проект снова в игре - на этот раз благодаря усилиям "ЛУКОЙЛа". Зачем? На этот вопрос может быть множество ответов. Очевидно одно: национальные интересы России здесь точно ни при чем.
Сергей Казеннов, зав. сектором геополитики МЭМО РАН
У нас есть собственный северный маршрут, который мы должны полностью загружать. Проект Баку-Джейхан мог бы в этом отношении составить конкуренцию, как экономическую, так и геополитическую. Потребность в загрузке северного маршрута у нас велика еще и потому, что это может стабилизировать Северный Кавказ.
В прекраснодушные прожекты не верю. Все, что идет по нашей территории, - мы контролируем сами, а что идет по чужой - контролируем уже не мы. Надо быть реалистами. Наполнить маршрут Баку-Новороссийск - вот задача, которую мы должны решать.
А Баку-Джейхан еще даже не проект, а прожект. Пускай о нем думают те, кто его затеял. И, кстати, что-то мало желающих в этом поучаствовать. Запад пока и не хочет трогать каспийские месторождения. Там есть силы, которые хотят этот проект блокировать, тем более что цены на нефть пошли вниз. Разговор о каких-то новых вложениях в нефтяной сектор в данных обстоятельствах для Запада не имеет смысла.
Игорь Яковлев,вице-президент Российской ассоциации политической науки
Любые альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей так или иначе сказываются и на ценах на нефть, и на предпочтительности ее приобретения именно у России. Появление подобного рода нефтепровода может негативно отразиться на экономических интересах России, и это естественно. В мире наличие альтернативы приводит к возникновению конкурентных цен. Строительство нефтепровода через Турцию может нам повредить - ведь нефть, добываемая в высоких широтах, на севере, по качеству хуже, а по цене - дороже южной, и это может переместить внимание покупателей к другим продавцам, а от цен на нефть и от ее продаж в существенной зависимости находится бюджет России.