0
925
Газета Экономика Интернет-версия

01.12.2001 00:00:00

"Прекраснодушные прожекты" и интересы России

Тэги: компания, прожект, нефть


Пресс-служба НК "ЛУКОЙЛ"

Те, кто заявляет, что маршрут Баку-Джейхан можно наполнить российской нефтью, не совсем специалисты. Это будет нефть компании "ЛУКОЙЛ", принадлежащая ей как участнику консорциума по разработке азербайджанских и казахстанских месторождений. А частная компания "ЛУКОЙЛ" и Россия - это разные вещи. Нам говорят о том, что трубопровод Баку-Джейхан приведет к диверсификации маршрутов и к выбору для нефтедобытчиков более приемлемых условий доставки. Так ли это? На самом деле план "диверсификации" вынашивали США, и именно для того, чтобы Россия не была ключевой страной, транспортирующей нефть.

Сыграла свою роль и политика Баку: Азербайджан говорил, что скоро зальет нефтью весь мир. А нефти-то и нет. Теперь, чтобы хоть как-то оправдат ь существование проекта, хотят к нему подключить Казахстан. А это для России - уменьшение транзита, потери в финансовом выражении, геополитические потери. Ведь в проекте участвуют Казахстан и Азербайджан. Где российская нефть?

И Казахстан, и Туркменистан - все, у кого в регионе есть запасы нефти, - пока завязаны на Россию. Если мы хотим быть чем-то связаны в будущем со странами СНГ, то нас должна объединять экономика. Нефтяной транзит по действующему маршруту Баку-Новороссийск - это и есть реальное экономическое объединение.

Баку-Джейхан - дорогой проект. Азербайджанской нефти для его реализации недостаточно. А если подключить еще и казахстанскую, то тариф на прокачку изначально будет выше. Просто чтобы окупить те три миллиарда долларов, в которые обойдется строительство, он должен быть примерно раза в два больше, чем на маршруте Баку-Новороссийск.

Почему этот убыточный проект просто не похоронят? Во-первых, в него уже вложили сотни миллионов долларов, и компаниям нужна какая-то альтернатива. Есть объяснение и по позиции ряда российских структур, которые защищают маршрут Баку-Джейхан. "ЛУКОЙЛ" ратует за этот проект, вероятно, не случайно. Не так давно высокопоставленные и наделенные немалыми полномочиями менеджеры компаний, участвующих в проекте, а также имеющие отношение к его реализации западные политики на встречах с российскими нефтяниками и энергетическими чиновниками предлагали как-то обмолвиться в защиту этого проекта. Шел завуалированный торг. Может быть, в случае с "ЛУКОЙЛом" аргументы как раз и были найдены.

Иван Ждакаев, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи

В случае реализации проекта Баку-Джейхан Россия очень много потеряет с точки зрения защиты своих национальных интересов. Сегодня многие видят перспективу одного дня, но и самые опытные аналитики не могут давать перспективу хотя бы на 5-10 лет. Где и с кем будет Азербайджан? На кого будут ориентироваться республики Средней Азии? С кем сблизятся наши соседи и в каких мы будем отношениях? От степени ответственности нашей политики сегодня будут зависеть отношения с другими странами завтра. Такой вопрос, как транспортировка энергоносителей, упускать мы не имеем права.

Сколько сегодня должна Украина России за газ и сколько она - открыто говорю, готов ответить за свои слова - ворует у нас этого газа┘ Республики бывшего СССР действуют часто в ущерб гражданам России. Прибалтика пополняет бюджет за счет своих портов. Украина - за счет трубопроводов. А мы уводим капиталы, ресурсы, налоги за пределы страны, отдаем то, что могло бы приносить нам прибыль, в чужие государства - для чего? России этот нефтепровод Баку-Джейхан плюсы принесет только сказочные, мифические, реально же они будут отсутствовать, это очевидно любому специалисту. Зато минусы - экономические, геополитические - будут огромны. Внутри России это яркий пример борьбы небольших групп за свои интересы в ущерб государству. Кучка российских и азербайджанских олигархов поделит между собой прибыль, а народам обеих стран от этого ничего не достанется.

Дмитрий Орлов, заместитель гендиректора Центра политических технологий, главный редактор "Политком.Ру"

Несколько лет назад Збигнев Бжезинский в "Великой шахматной доске" назвал Каспий зоной стратегических интересов США: ни Турция, ни тем более Иран или Россия не должны здесь доминировать. Бжезинский давно не оракул. Но по Каспию его позиция и политика Соединенных Штатов почти полностью совпадают.

Выступая в 2000 году на слушаниях в американском сенате, посол США в Азербайджане г-н Уилсон прямо заявил, что интересы Вашингтона в этой стране имеют в большей степени политическую, чем экономическую мотивацию. Достаточно вспомнить и то, что спецпосланник президента и госсекретаря США по Каспию Элизабет Джонс предпринимала колоссальные усилия по обеспечению присутствия Америки в этом регионе. Образно говоря, трубопровод Баку-Джейхан спроектирован не в недрах американских нефтяных корпораций, а в государственном департаменте. В последнее время активность Вашингтона ослабла, а Кондолиза Райс даже была вынуждена признать, что основная артерия региона - это российский нефтепровод Баку-Новороссийск. Он легко обслуживает весь азербайджанский нефтеэкспорт. Другие маршруты попросту избыточны. Исследования Exxon Mobil убедительно показали, что маршрут Баку-Джейхан не будет выгодным даже с привлечением ресурсов нового казахстанского месторождения Кашаган. И тем не менее этот проект снова в игре - на этот раз благодаря усилиям "ЛУКОЙЛа". Зачем? На этот вопрос может быть множество ответов. Очевидно одно: национальные интересы России здесь точно ни при чем.

Сергей Казеннов, зав. сектором геополитики МЭМО РАН

У нас есть собственный северный маршрут, который мы должны полностью загружать. Проект Баку-Джейхан мог бы в этом отношении составить конкуренцию, как экономическую, так и геополитическую. Потребность в загрузке северного маршрута у нас велика еще и потому, что это может стабилизировать Северный Кавказ.

В прекраснодушные прожекты не верю. Все, что идет по нашей территории, - мы контролируем сами, а что идет по чужой - контролируем уже не мы. Надо быть реалистами. Наполнить маршрут Баку-Новороссийск - вот задача, которую мы должны решать.

А Баку-Джейхан еще даже не проект, а прожект. Пускай о нем думают те, кто его затеял. И, кстати, что-то мало желающих в этом поучаствовать. Запад пока и не хочет трогать каспийские месторождения. Там есть силы, которые хотят этот проект блокировать, тем более что цены на нефть пошли вниз. Разговор о каких-то новых вложениях в нефтяной сектор в данных обстоятельствах для Запада не имеет смысла.

Игорь Яковлев,вице-президент Российской ассоциации политической науки

Любые альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей так или иначе сказываются и на ценах на нефть, и на предпочтительности ее приобретения именно у России. Появление подобного рода нефтепровода может негативно отразиться на экономических интересах России, и это естественно. В мире наличие альтернативы приводит к возникновению конкурентных цен. Строительство нефтепровода через Турцию может нам повредить - ведь нефть, добываемая в высоких широтах, на севере, по качеству хуже, а по цене - дороже южной, и это может переместить внимание покупателей к другим продавцам, а от цен на нефть и от ее продаж в существенной зависимости находится бюджет России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
814
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1017
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
928
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
923

Другие новости