Маховик "усиления контроля" над "Газпромом" набирает обороты. Настолько, что впору если не тормозить, то по крайней мере начинать контролировать его ускорение. После того как Вяхиреву вручили орден и перед газовой отраслью поставили новые стратегические задачи, круг желающих поучаствовать в их реализации, а также в "работе над ошибками" прежнего руководства начал стремительно расширяться. Сегодня, ни на йоту не преувеличивая, можно говорить о том, что начался процесс растаскивания газовой монополии. Если так пойдет и дальше, Россия может просто потерять "Газпром". Сегодня компанию называют государством в государстве и восьмым федеральным округом. Вряд ли наметившееся разрушение монополии приведет к чему-то хорошему.
Создается впечатление, что произнесенные в Уренгое слова Путина о новых задачах газовой отрасли были восприняты как выдача компании на разграбление. Сегодня у всех заинтересованных структур появилась возможность пополнить свои активы - политические и имущественные - за счет взятого под госконтроль "Газпрома". На днях министр природных ресурсов Виталий Артюхов заявил, что монополия компании является "сугубо искусственной и временной". Больше всего министра, похоже, беспокоит досадный "архаизм" - наличие в системе газовой корпорации собственной центральной комиссии по разработке месторождений. По мнению министра, эта структура фактически сохраняет за компанией "поистине министерские полномочия" по экспертизе проектов и технологических схем. По-человечески устремления Артюхова понять несложно. Минприроды и само находится сейчас под прицелом амбиций нового министра энергетики Игоря Юсуфова, который хочет перераспределить в пользу своего ведомства контроль за тэковскими недрами. Потому, заигрывая с нефтяниками, министр природных ресурсов говорит, что газовая индустрия России "не может и не должна замыкаться" на "Газпроме". Артюхов обещает "помочь" появлению в газоносных провинциях, в том числе и на Ямале, новых недропользователей с "равным доступом к трубе", которые способны составить хотя бы локальную конкуренцию газовой компании.
"ЛУКОЙЛ" уже выступил за создание отдельной газотранспортной компании на базе транспортных организаций "Газпрома". По словам вице-президента НК Юрия Сторожева, развитие добычи газа независимыми производителями, в основном вертикально интегрированными нефтяными компаниями, сдерживается отсутствием гарантированного доступа к трубе. При этом - помимо выделения газотранспортной компании из состава "Газпрома" - необходимо создать государственный орган, контролирующий ее деятельность. Доступ к газовой трубе должен предоставляться аналогично доступу к магистральным нефтепроводам, принадлежащим государственной монополии "Транснефть". Юрий Сторожев считает, что независимые производители газа после создания такой системы способны значительно увеличить производство газа и компенсировать сокращение добычи "Газпромом". Уже сейчас "ЛУКОЙЛ" планирует, что газ в ближайшие 10 лет будет составлять 25-30% объемов добычи этой компании.
Кроме того, "ЛУКОЙЛ" рассчитывает приобрести часть активов нефтехимической компании "СИБУР", задолжавшей ему около 1 млрд. руб. При этом "Газпром" сегодня сам мучительно трудится над созданием схем, которые позволили бы ему сохранить контроль над "СИБУРом".
Еще одна нефтяная компания - "Роснефть" приобретет 51% акций "Камчатгазпрома" для участия в проекте газоснабжения Камчатской области. Газовое ОАО увеличит уставный капитал путем выпуска дополнительных обыкновенных акций, размещаемых по закрытой подписке, средства от продажи которых будут направлены на газоснабжение Камчатской области.
Главы регионов, стремящиеся получить новые источники для пополнения своих бюджетов, не отстают от нефтяных компаний. Недавно Госдума рассмотрела в первом чтении изменения механизма налогообложения "дочек" "Газпрома". Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, сейчас "Газпром", являясь балансодержателем имущества и не имея филиалов и представительств на территории субъектов России, по Закону "О налоге на имущество предприятий" обязан зачислять этот налог по месту своего нахождения, то есть в бюджет Москвы. "Такая ситуация привела к выпадению доходов по налогу на имущество предприятий в тех субъектах РФ, на территории которых фактически находится имущество, входящее в единую систему газоснабжения, и вызвала обоснованные возражения со стороны администраций субъектов РФ, поскольку данные изменения не были учтены в федеральном бюджете при определении размеров трансфертов".
Таким образом, все заинтересованные структуры используют нестабильное положение "Газпрома" кто во что горазд. Можно много говорить о том, что каждое из перечисленных телодвижений госструктур и нефтяных компаний по-своему оправданно и законно. Проблема в том, что отстаивать суверенные интересы самого "Газпрома" теперь, похоже, некому. Не для этого в компанию была внедрена команда новых менеджеров.