Вчера Генпрокуратура предъявила обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (статья 286, часть 3 УК РФ) двум высокопоставленным сотрудникам Государственного таможенного комитета - начальнику Таможенной инспекции Александру Волкову и первому замначальника Управления таможенных расследований и дознания Марату Файзулину. Мерой пресечения для них выбрана подписка о невыезде.
Похоже, что противостояние между старой и новой командами Кремля вступило в новую фазу. От позиционной войны стороны перешли к прямым действиям. Не исключено, что подобный поворот событий невольно спровоцировали премьер-министр Михаил Касьянов, открыто вставший на защиту министра путей сообщения Николая Аксененко, да и сам министр, которого отозвали из отпуска для участия в заседании правительства. Тем самым он фактически дал понять, что "сдавать" своих старая команда не намерена.
Команда "Кремля-2" (Николай Патрушев, Юрий Заостровцев, Виктор Иванов, Игорь Сечин и Сергей Пугачев) тем не менее продолжает расчищать ключевые финансовые посты для своих людей. Таможня в этом отношении является весьма лакомым куском - финансовые потоки, проходящие через нее, сопоставимы с общей суммой федеральных налогов. В данном случае действия команды выглядят вполне логичными: скомпрометировать Михаила Ванина через подчиненных, чтобы потом спокойно "свалить" главу таможенного комитета.
Высокопоставленные источники "НГ" не исключают, что обвинение связано с изрядно затянувшимся мебельным скандалом между ГТК, "Тремя китами" и "Грандом". Напомним, что ГТК обвинил эти торговые дома в том, что им на протяжении 8 месяцев удавалось занижать стоимость ввозимой в Россию мебели.
Недополученный доход, по оценкам ведомства Ванина, составил 8 млн. долл.
Ответ на удар последовал незамедлительно: Генпрокуратура активизировала свои действия в отношении возбужденного по письму хозяев мебельных магазинов дела о превышении полномочий сотрудниками ГТК. Небезынтересно, что владельцами крупнейших мебельных магазинов являются Сергей Зуев, контролирующий 40% мебельных продаж в России, и отец заместителя директора ФСБ Юрия Заостровцева - Евгений Заостровцев. Последняя информация до сих пор никем не опровергнута.
По словам источников "НГ" в ГТК, уголовное дело в отношении начальника Таможенной инспекции Александра Волкова было возбуждено еще несколько месяцев назад. Случилось это сразу после того, как Следственный комитет МВД закрыл за отсутствием состава преступления первое уголовное дело по факту контрабандной поставки мебели в мебельный центр "Гранд" и торговый комплекс "Три кита". Еще в октябре об этом уголовном деле говорил заместитель начальника Управления таможенных расследований и дознания ГТК РФ Владимир Остапенко. Он подчеркнул, что попытка ознакомиться с материалами закрытого дела ни к чему не привела - Генпрокуратура отказала в доступе к ним. Тогда же Владимир Остапенко заявил, что вместо закрытого первого дела таможня завела второе, в котором эпизодов контрабанды уже не два, а "четыреста, и на подходе еще пятьсот". Именно этим делом и занимался второй фигурант "таможенного расследования" - первый замначальника Управления таможенных расследований и дознания ГТК Марат Файзулин.
Как полагают в ГТК, новое "мебельное дело" ждет та же судьба, что и предыдущее. "Его наверняка закроют на том основании, что ведущие следователи в ходе расследования превысили должностные полномочия. Совершенно очевидно, что дело против следователей инспирировано теми, против кого они копали".
Судя по всему, "Кремль-2" продолжает наносить удары по нескольким направлениям: основной - по главе администрации президента Александру Волошину, а попутный - по остальным, кто стоит на ее пути. Учитывая, что у Михаила Ванина нет сильных позиций в команде президента, не исключено, что он может повторить судьбу Николая Аксененко.
Кстати, на днях генеральный прокурор Владимир Устинов однозначно дал понять, что дело министра путей сообщения будет доведено до конца со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
Интересно, что такие шаги прокуратуры наносят косвенный удар и по самому генеральному прокурору. В последнее время Устинов фактически дистанцировался от действий подчиненных, перенеся свои интересы за пределы столицы. Вероятно, такая пассивная позиция главы ведомства не устраивает новую команду питерцев, которые пытаются таким образом вовлечь генпрокурора в развязанную войну. И вряд ли Устинову удастся долго оставаться в стороне от схватки за власть, поскольку уже становится ясным, что генпрокурор будет одним из главных инструментов действий теневой команды Кремля.