Плановая экономика продолжает свое существование в России в форме государственных унитарных предприятий (ГУП). Даже вопреки тому, что убыток бюджета от их деятельности достигает колоссальных размеров. Государство, которое по общему признанию является отнюдь не самым эффективным собственником, все еще не решается на проведение реформы ГУПов. Сохранение этих реликтов социализма активно лоббируют министерства и ведомства, в чьем управлении формально находятся ГУПы.
Несмотря на проводимую политику по дебюрократизации экономики и проведению рыночных реформ, в России сохраняются предприятия, производящие, как говорит руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, "отрицательную добавленную стоимость". В проекте бюджета на 2002 год запланировано, что федеральные ГУПы принесут в бюджет около 500 млн. руб. Несложно подсчитать, что если общее количество предприятий такого вида собственности в России около 10 тысяч (а точное число их не известно никому), то доход федерального бюджета от каждого федерального ГУПа должен составить менее 50 тысяч рублей. Что касается муниципальных унитарных предприятий (МУП), то здесь картина еще более впечатляющая. Например, в 2001 году доходы московского бюджета от принадлежащих городу МУПов должны составить 7 млн. руб. Учитывая, что в Москве около 1600 муниципальных унитарных предприятий, бюджет Москвы получает от каждого чуть более 4 тыс. рублей. Как считают в ФБК, расходы государства на их содержание значительно превышают получаемые доходы. Как говорит Николаев, отсутствие коммерческой прибыльности ГУПов обусловлено прежде всего тем, что "собственность в унитарных предприятиях отделена от хозяйствования". Кроме того, при социализме государственные предприятия были встроены в систему управления плановой экономикой. При разрушении жесткой вертикали управления исчез и главный механизм, обеспечивающий эффективность ГУПов. В рыночной экономике такого механизма нет, а государство фактически отстранилось от управления и контроля за ГУПами. Например, до сих пор неизвестно точное число ни федеральных, ни муниципальных государственных унитарных предприятий. По приблизительным оценкам, как отмечают эксперты, число федеральных ГУПов составляет около 10 тыс., однако очевидно, что это не окончательная цифра. В собственности муниципалитетов находится около 87 тыс. унитарных предприятий.
С середины 90-х годов правительство, понимая неэффективность созданной конструкции управления своей собственностью, ищет пути реформирования ГУПов. В 1999 году кабинетом министров была разработана концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. Согласно этой концепции предполагалось почти десятикратно сократить число ГУПов и резко ужесточить административный контроль за их деятельностью. Государство действительно предпринимает меры по их сокращению, правда, этот процесс идет крайне медленно. Например, еще в начале года планировалось приватизировать около полутора тысяч государственных унитарных предприятий. В конечном счете эта цифра сократилась в 10 раз. При этом в списке ГУПов, подлежащих приватизации в 2002 году, остались такие предприятия как госплемзаводы, птицефабрики, и предприятия киноиндустрии, в частности, редакция знаменитого тележурнала "Фитиль".
Почему реформа унитарных предприятий идет медленно, хотя она, казалось бы, жизненно необходима для бюджета страны? С социалистических времен ГУПы унаследовали отраслевой принцип управления, при котором фактически каждое министерство и ведомство имеет свои унитарные предприятия. При этом, даже по признанию представителей министерства имущественных отношений, они довольно успешно занимаются коммерческой деятельностью, создавая дочерние компании и сдавая в аренду площади, получая прибыли, исчисляемые в миллионах долларов. Бесконтрольность финансовых потоков, результатом чего и являются, как считают в ФБК, символические платежи ГУПов в бюджет, сегодня очевидна и представителям государства, и независимым аудиторам. Однако реформа ГУПов упирается в мощное противодействие чиновников, в управлении которых формально находятся унитарные предприятия, а также топ-менеджеров ГУПов, зачастую руководящих этими предприятиями не один десяток лет.
Сейчас в Минимуществе готовится постановление, по которому государство будет ежегодно рассчитывать для ГУПов обязательную норму прибыли. Как считают в Минимуществе, расчет показателей прибыли и усиление контроля за ГУПами со стороны государства сами по себе должны заставить руководство государственных унитарных предприятий пойти на их приватизацию. Многие ГУПы уже готовы к приватизации, уверены в министерстве. Однако попытки реализации реформы государственных и муниципальных унитарных предприятий фактически упираются в поиски эффективных технологий приватизации, с помощью которых можно удовлетворить интересы руководства ГУПов и министерств и таким образом по возможности минимизировать мощное противодействие давно ожидаемой реформе. Один из обсуждаемых вариантов - внедрение так называемых опционов, при которых менеджмент получает свою долю в акционерном обществе, а государство сохраняет участие в капитале АО.