Вчера глава Минатома России Александр Румянцев за закрытой дверью докладывал членам правительства о том, как обстоят дела с транспортировкой радиоактивных материалов и что необходимо сделать для повышения безопасности перемещения этих опасных грузов. Судя по официальным заявлениям, никаких "судьбоносных" для данного ведомства решений не принято. "Это и не предполагалось, - сказал корреспонденту "НГ" представитель Минатома Юрий Беспалько. - Просто был плановый отчет руководства по конкретному вопросу".
Однако вряд ли можно это обсуждение отнести к рядовым и рутинным. Понятно, что вопрос рассматривался, как любили выражаться бывшие партработники, "в свете" активизации международного терроризма и принятия защитных мер. Атомщиков очень беспокоит то обстоятельство, что в силу целого ряда не зависящих от них причин время и маршруты транспортировки становятся достоянием гласности не только общественных организаций вроде "зеленых", но и нелегальных террористических структур. Лежание гринписовцев на рельсах покажется детской шалостью по сравнению с тем, что могут предпринять, скажем, те же люди бен Ладена, окажись в их руках, к примеру, эшелон с радиоактивными веществами.
А между тем ежедневно в пути по территории России перевозится около 30 грузов этой категории. А будет еще больше - российские атомщики взялись за переработку отходов ядерного топлива с АЭС Болгарии, Украины, Словакии, Чехии, Литвы и других стран. Потенциально опасные грузы будут следовать в Челябинск и Красноярск. Так, совсем недавно 40 тонн отработанного топлива было доставлено к месту переработки из Болгарии. Пойдут на утилизацию атомные реакторы с подводных лодок Северного флота. "Закрытость маршрутов является организационной защитой от терроризма", - заявил вчера журналистам первый замминистра по атомной энергии Валентин Иванов. Однако удержать в тайне все оргмероприятия по транспортировке атомщикам не удается. Этому мешают некоторые региональные законы, запрещающие перевозить грузы подобного рода без разрешения местных властей. Кроме того, железная дорога требует предоплаты за доставку груза. При оформлении платежных документов раскрывается не только маршрут движения, но и график прохождения груза. В итоге получается, что тайна остается таковой только для самых ленивых.
Небольшие партии радиоактивных материалов атомщики иногда отправляют и авиатранспортом в спецконтейнерах, изготовленных на Ижорских заводах из суперпрочных материалов. Специалисты из Минатома заверяют, что такая спецтара не повреждается даже при авиакатастрофах, не плавится при температурах возникающих при этом пожаров. Однако авиатранспортировка обходится гораздо дороже и тоже не дает гарантий от утечки информации. Атомщики предлагают привести местное законодательство в соответствие с федеральным, а также изменить некоторые процедуры в оформлении подобных грузов. Они полагают, что протестные акции "зеленых" зачастую могут служить "наводкой для людей с недобрыми намерениями". Да и элементарным нормам безопасности эти акции не соответствуют. А посему, как выразился Валентин Иванов, "либо нужно решать эту проблему с помощью силовых методов на основе закона, либо мы бессильны".
Есть и более простые проблемы. Скажем, не хватает специализированных железнодорожных вагонов и контейнеров, не всегда атомщики и железнодорожники находят общий язык. Тем не менее, как показывает практика, игнорирование таких "мелочей" способно привести к печальным последствиям.