Сегодняшнее заседание правительства должно пройти по сокращенному сценарию. Говорят, Михаил Касьянов всем министрам посоветовал вступить в диалог с обществом, а именно: сегодня завершает свою работу Гражданский форум. Поэтому заседание должно выйти "облегченным". Все сложные вопросы "развели" по другим датам. В том числе это касается и вопросов тарифной политики.
Естественные монополии не оставляют идеи убедить кабинет министров в необходимости повышения тарифов. Очередная попытка будет сделана 6 декабря на заседании правительства. Аргументы в неотложности принятия подобных мер не отличаются особым разнообразием. Представители естественных монополий не устают повторять, что темпы роста тарифов за последнее десятилетие существенно отстают от темпов роста инфляции, и разрыв между внутренними и внешними расценками слишком велик. Иногда заявления монополистов отдают небольшим шантажом: по их словам, износ основных фондов достиг критического уровня, и без повышения тарифов вероятность техногенных катастроф слишком велика. Так, например, представители РАО "ЕЭС России" говорят, что только на поддержание оборудования тепло- и гидроэлектростанций до 2005 года необходимо 3,8 млрд. долл. Реконструкция производственных мощностей обойдется энергетике в 3,65 млрд. долл., а расширение - в 4,6 млрд. долл. Видимо, поэтому глава РАО Анатолий Чубайс на днях долго объяснял, что в идеале каждая семья должна тратить на оплату электроэнергии не 1,5% всего дохода, как сейчас, а не менее 3%.
С одной стороны, безусловно, денежные вливания в любую отрасль необходимы, однако, с другой стороны, изыскивать источники этих средств можно по-разному. Говоря о повышении тарифов как единственном средстве поддержания отрасли в рабочем состоянии, представители естественных монополий несколько лукавят. Инвестиционная составляющая, которая закладывается в тарифы, слишком велика. Кроме того, в производство инвестируются далеко не все средства, на это запланированные. За примерами далеко ходить не надо. Практически каждый монополист имеет собственные медийные и политические проекты, которые требуют существенных затрат. О необходимости избавляться от непрофильного бизнеса естественным монополиям в свое время говорил и Владимир Путин.
Лоббистская деятельность естественных монополий вполне понятна, однако оплачивать ее приходится рядовому потребителю, причем не только в виде чистых трат за электроэнергию или перевозки. Постоянно растущие тарифы подстегивают инфляцию, существенно замедляют рост промышленного производства в стране - в некоторых товарах доля услуг монополий доходит до 50%. Такие "драконовские" условия для отечественного производителя, учитывая мировой экономический спад, могут стать смертельными.
Сейчас уже никто не сомневается, что 2003 год, когда России придется отдать международным кредиторам около 14 млрд. долл. - самый крупный платеж, станет слишком тяжелым для России. Надежды на дополнительные доходы от продажи российской нефти, которые должны были пойти на выплаты по внешним долгам, стали призрачными. Мировая конъюнктура рынка углеводородов и так подкосила бюджет-2002, и увеличение тарифов естественных монополий может сказаться на экономике России самым негативным образом.