Это только в песне поется, что от печали до радости ехать и ехать. Российское правительство преодолело эту дистанцию потрясающе быстро. Эффект усилен тем, что движение шло в обратную сторону - от многократно заявленной уверенности в благополучии завтрашнего дня до крайнего пессимизма.
А случилось то, что не раз прогнозировала "НГ", - кабинет Михаила Касьянова "пересмотрел заложенные в проект бюджета на 2002 год показатели цен на нефть". "Бывший пессимистический прогноз (18,5 доллара за баррель) становится после событий 11 сентября прогнозом оптимистическим". А пессимистическая планка понижена до 14,5 доллара за баррель.
Фактически это означает одно - над еще не утвержденным Госдумой проектом бюджета-2002 зависла гильотина секвестра. Если он не будет переверстан под реальную ситуацию с мировыми ценами на нефть до утверждения Госдумой, резать, что называется, по живому придется уже в ходе реализации бюджета в новом году.
А ситуация на мировом нефтяном рынке ничего хорошего не предвещает. Накануне баррель нефти на лондонских биржевых торгах стоил 18,75 доллара, а в Нью-Йорке - 19,15 доллара. Рынок немного стабилизировался, однако надеяться на изменение общей понижательной тенденции не приходится. Возможно, некое "успокаивающее" воздействие возымело и заявление вице-премьера РФ Виктора Христенко о "принятии дополнительных мер для продолжения диалога с ОПЕК", хотя ничего конкретного за этим заявлением, вероятно, и не стояло.
Пока же намерения ОПЕК по регулированию цен на нефть фактически "зависли", так как согласовать позиции и скоординировать планы действий между членами ОПЕК и независимыми экспортерами нефти, в число которых входит и Россия, оказалось не так просто. И сегодня ведущие эксперты нефтяного рынка не берутся делать прогнозы даже на ближайшие недели - настолько мало предсказуемо складывается обстановка. По крайней мере большинство факторов работает на понижение мировых цен на нефть.
Судя по заявлениям высокопоставленных чиновников, российское правительство тоже временно потеряло ориентиры, которых следовало бы придерживаться. Вице-премьер Алексей Кудрин лишь констатировал, что падение цены на нефть ниже 18,5 доллара за баррель ведет к большим потерям по налогу на добычу полезных ископаемых, так как в результате придется применять коэффициент понижения. А если цена опустится ниже 15-долларовой отметки, вообще не будут собираться экспортные пошлины. Как только цена на нефть окажется в коридоре 14-16 долларов за баррель, обойтись без зарубежных займов будет невозможно. Россия вновь пойдет на поклон к МВФ.
При любых вариантах соотношение расходов и доходов, заложенное в нынешнем проекте бюджета-2002 придется существенно менять, урезая расходную часть. Что будет тогда с обещаниями поднять денежное довольствие военнослужащим, зарплату бюджетникам, увеличить расходы на "социалку"?