Быть министром финансов - дело неблагодарное и хлопотное, особенно в такой стране, как Россия. Возможно, Алексей Кудрин, соглашаясь занять пост, так до конца этого и не понял. Минфин под его руководством уже второй год подряд "промахивается" с бюджетом - главным финансовым сценарием страны. Такие принципиальные ошибки ставят под сомнение возможности Кудрина реально оценивать экономическую картину. Ошибаться можно при составлении баланса частной лавочки, но это никак не позволительно в ситуации с бюджетом в 60 млрд. долл.
Полное несовпадение бюджета 2001 года и сложившейся экономической ситуации по чистой случайности пошло стране во благо. Напомним, что максимальная стоимость нефти была заложена на уровне 21 долл. за баррель, а расходная часть посчитана, исходя из цены 18,5 долл. за баррель. Однако в течение года стоимость нефти была гораздо выше, в отдельные периоды достигая 30 долл. за баррель. В результате за рамки выскочили дополнительные доходы, которые активно делились депутатами и правительством.
В эйфории благоприятной нефтяной конъюнктуры стали менее заметны серьезные проколы, которые допустило ведомство Кудрина. Стоит вспомнить, что бюджет-2001 пришлось перекраивать уже в феврале из-за того, что Минфин "забыл" заложить выплату внешних долгов, чем спровоцировал международный скандал. При менее стабильной политической ситуации эта история могла бы стоить Михаилу Касьянову премьерского кресла. Однако премьер снова проявил себя искусным дипломатом, моментально вывернувшись из ситуации. Правда, платить все же пришлось. Что же касается уровня инфляции, то он закладывался в рамках 12-14%, и постоянно корректировался в течение года. Уже сейчас этот показатель приблизился к 18%.
Такое серьезное несовпадение "придуманных" параметров бюджета и реальной картины заставляет задать вопрос: способен ли нынешний министр финансов и подчиненное ему ведомство сверстать реалистичный бюджет, о котором весь год напоминал президент Владимир Путин? Еще в июне президент в весьма настойчивой форме потребовал, чтобы бюджет-2002 был "стопроцентно реализуемым". "Стопроцентная реализация" по-кудрински оказалась весьма своеобразной.
Минфин пошел по проторенному в прошлом году пути. Стоимость нефти в доходной части бюджета предполагалась на уровне 23 долл. за баррель, инфляцию обещали "дожать" до 12%, а с зарубежными кредиторами, похоже, затеяна очередная игра. Выплачивая "забытые" долги, правительство пыталось все же добиться их реструктуризации. Однако Парижский клуб не поверил в российскую бедность, и в этот раз повторение такого трюка не удалось. На выплату основной части долга должны были пойти мифические дополнительные доходы, объем которых так и не известен. Зато известен источник - все те же цены на нефть. А именно они подложили форменную свинью министру финансов - снизившись до уровня, который в правительстве до недавнего времени называли пессимистическим - 15 долл. за баррель.
Но и тут Алексей Кудрин не растерялся и заявил, что правительство в очередной раз пересмотрело этот параметр, снизив его до 14,5 долл. за баррель. Правда, вряд ли кто-то сейчас может сказать, какова будет цена нефти в ближайшее время и в 2002 году - 25 или 10 долл. за баррель, поэтому восхищаться подобной оперативностью Кудрина преждевременно.
То, что страна довольно неплохо прожила с бюджетом 2001 года - заслуга не министра финансов, а "нефтяного дождя", который почти 12 месяцев проливался на Россию и постоянно скрадывал ошибки финансовой политики власти. Но сейчас золотой поток закончился, и кресло под Кудриным может здорово зашататься. Однако стоит заметить, что пока приличной кандидатуры на беспокойное место главного финансиста страны все же нет. Те, кто на него метит, до сих пор не видит большой разницы между девальвацией и инфляцией. Еще два-три года назад высокопоставленные члены проверочных комиссий, инспектируя инвестиционные компании, насмерть сражали менеджеров вопросом: "Кто такие господа Блумберг и Рейтер, на которых вы постоянно ссылаетесь в своих отчетах?".