В минувшую субботу вице-премьер и министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов провел совещание с руководителями предприятий, входящих в состав Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) "Сухой". Мероприятие прошло за закрытыми дверями. По некоторым данным, на нем затрагивался вопрос экспортной политики, а также пути практической реализации недавнего президентского указа о создании на базе АВПК авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой". Комментируя итоги совещания, Илья Клебанов сообщил журналистам, что кандидатура руководителя нового холдинга пока не обсуждалась. Однако желающих занять указанное кресло, по словам вице-премьера, более чем достаточно. Вокруг данной ситуации в ближайшие месяцы и развернется основная интрига.
Нынешний руководитель АВПК "Сухой" Михаил Погосян стал одним из инициаторов выхода президентского указа и в этом качестве, казалось бы, имеет преимущественные шансы возглавить создаваемую компанию. Ведь вертикаль управления в холдинге он выстраивал под себя. В 1998 году Михаил Погосян становится генеральным директором АВПК "Сухой", а в 1999-м одновременно занимает аналогичную должность в одноименном ОКБ. Погосян принимал активное участие в работе по большинству приоритетных проектов фирмы. Именно он стал одним из основных идеологов развертывания в России работ по созданию истребителя пятого поколения. На авиасалоне МАКС-2001 в Жуковском он лично докладывал Владимиру Путину о ходе работ в указанной области. В актив Михаила Погосяна стоит отнести умение выстраивать отношения во властных структурах, способность к компромиссу, безусловный конструкторский талант, хорошие организаторские способности.
Однако всего этого может оказаться недостаточным. Экспорт боевых самолетов - слишком прибыльный бизнес, чтобы его отдали просто так, без борьбы. Многие полагают, что справиться с этим они способны ничуть не хуже, чем Погосян. Поэтому шансы Михаила Погосяна нельзя считать стопроцентными. Среди других кандидатов на пост гендиректора АХК "Сухой" фигурируют, например, имена двух бывших руководителей госкомпании "Росвооружение" Александра Котелкина и Алексея Огарева, а также Александра Дондукова, еще недавно возглавлявшего Минпромнауки.
Под руководством генерала Котелкина по итогам 1996 года было экспортировано российских вооружений на рекордную сумму в 3,7 млрд. долл. - официально этот результат пока так и не превзойден. Однако у него имеются влиятельные противники, причем некоторые из них сохранили позиции в Кремле и Белом доме. Огарев же является прямой креатурой Бориса Ельцина. Утверждают, что затеянная Счетной палатой комплексная проверка "Рособоронэкспорта" как раз и осуществляется с целью поиска компрометирующих материалов на Алексея Огарева в его бытность главой "Росвооружения" с тем, чтобы Кремль имел веские основания заблокировать его назначение в АХК "Сухой" и мотивированно отказать в просьбе "семьи".
Своего кандидата на пост руководителя АХК "Сухой" намерено выдвинуть Министерство обороны, а также группировка, которую принято называть "питерской". Есть целый ряд и других заинтересованных игроков, опирающихся на различные группы влияния внутри государственных и бизнес-структур. Один из них - президент Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) Алексей Федоров. Лоббирующий его назначение высокопоставленный госчиновник в качестве одного из основных аргументов упоминает свою близость к Путину и знакомство с членами его семьи.
Напомним, что в соответствии с указом президента предусмотрено акционирование Комсомольского-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирского (НАПО) авиационных производственных объединений, 74,5% акций которых передаются в АВПК "Сухой", а 25,5% - Российскому фонду федерального имущества.
После завершения акционирования КнААПО и НАПО аналогичная процедура ожидает уже сам АВПК "Сухой", который будет преобразован в открытое акционерное общество с закреплением 100% акций в федеральной собственности. В настоящее время в распоряжении АВПК уже находятся госпакеты акций "ОКБ Сухого" (51%), ИАПО (14,7%) и Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева (38%).
Главным итогом указа станет консолидация финансовых потоков от экспортных продаж и лицензионного производства авиатехники марки "Су". Создаваемая холдинговая компания сосредоточит в своих руках значительные по российским меркам суммы и при этом не будет обременена какими-либо социальными обязательствами.
Доходы АХК "Сухой" в основном будут складываться за счет поступлений от уже реализуемых соглашений с инозаказчиками. Китаю продана лицензия на производство 200 истребителей Су-27СК стоимостью 2 млрд. долл., в рамках которой в КНР отправляются сборочные комплекты, заключены и выполняются контракты на поставку несколькими партиями около 100 многофункциональных машин Су-30МКК на сумму свыше 3 млрд. долл. Головным исполнителем контрактов с Китаем определено КнААПО. Что касается ИАПО, то оно реализует соглашение о лицензионном производстве в Индии 140 истребителей Су-30МКИ стоимостью 3,3 млрд. долл. Иркутский авиазавод к тому же выполняет контракт на поставку в КНР Су-27УБК, а также партии истребителей Су-30К и Су-30МКИ в Индию. Суммарная стоимость реализуемых контрактов с двумя этими странами составляет свыше 10 млрд. долл. При этом имеются хорошие перспективны для выхода на новые рынки сбыта самолетов, созданных на базе платформы Су-27, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке. По прогнозам "Рособоронэкспорта", в ближайшие десять лет за рубеж будет продано от 450 до 500 боевых самолетов марки "Су".
Расчеты показывают, что на долю АХК "Сухой" будет приходиться около 50% всего объема поступлений от экспорта российских вооружений - от 1,5 до 2 млрд. долл. ежегодно. Данное соотношение сохранится и в среднесрочной перспективе. Корпорация "Сухой" имеет предпочтительные шансы победить в тендере на разработку истребителя пятого поколения, серийное производство которого для ВВС России и поставки на экспорт начнутся после 2012 года.
Борьба вокруг поста руководителя АХК "Сухой" скорее всего не ограничится ведомственными рамками. Слишком плотна конкуренция, слишком серьезны финансовые интересы. Поэтому можно ожидать, что схватка под ковром довольно скоро перейдет в публичную разборку. Так что российскому общественному мнению предстоит узнать немало новых скандальных подробностей.