Если бы при Госдуме существовал музей бракованной продукции, сошедшей с конвейера законотворчества, в число экспонатов непременно попал бы Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", вступивший в силу с 1 марта 1998 года. Внесенные позже поправки закон не спасли, и поэтому Министерству экономического развития и торговли было поручено разработать фактически новый законопроект, который и был рассмотрен на вчерашнем заседании кабинета министров.
Как показало время, ныне действующий закон позволяет махинаторам и ловкачам нарушать права должника и кредиторов, использовать преднамеренное банкротство как инструмент нецивилизованного захвата собственности, ловить золотую рыбку в мутной воде недобросовестным арбитражным управляющим и т.п. Аналитики рабочей группы, которая занималась подготовкой нового законопроекта, насчитали 10 крупных изъянов в действующем нормативном акте, которые в совокупности искажают не только процедуру, но и сам смысл банкротства. "Сегодня этот закон часто используется для передела собственности и неуплаты налогов", - признал на заседании правительства премьер-министр Михаил Касьянов.
Авторы нового законопроекта в первую очередь озаботились защитой интересов кредиторов, в том числе и государства, которое тоже часто выступает в роли кредитора. В частности, предлагается предоставить государству в лице уполномоченного федерального органа (на эту роль претендует Федеральная служба по финансовому оздоровлению) право голоса на собрании кредиторов. Но, чтобы соблюсти баланс интересов, государство лишится преимущества, которое ему дает ныне действующий закон. А именно - его требования по уплате налогов удовлетворяются в более раннюю очередь, чем требования коммерческих кредиторов. По новому законопроекту государство будет поставлено "в общую очередь".
В концептуальном плане законопроект нацелен не на ликвидацию предприятий-должников, с чем в последнее время активно борется правительство и Министерство по налогам и сборов, а на их сохранение. В этих целях предлагается ввести новую реорганизационную процедуру - финансовое оздоровление, которое позволит учредителям должника сохранить контроль за положением предприятия даже в условиях возбужденного дела о банкротстве. По новому законопроекту процедура наблюдения вводится на основании заявления кредитора только после проверки его требований на специальном судебном заседании, где обязаны присутствовать как кредитор, так и должник.
Авторы представленного на заседание правительства документа сделали попытку создать механизм эффективного надзора за деятельностью арбитражных управляющих. Предлагается даже ввести финансовую ответственность управляющих за счет страхования, но несколько упростить административные барьеры доступа к профессии арбитражного управляющего. В то же время законопроектом предусмотрено, что занимать эту должность не могут дисквалифицированные лица, а также те, кто лишен судом права занимать руководящие должности.
Новый законопроект в целом одобрен и... возвращен на доработку, на которую дается три недели. Как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, "некоторые пункты требуют согласования между заинтересованными ведомствами", несмотря на то что документ уже прошел через все эти заинтересованные ведомства. Дело в том, что по некоторым позициям согласия достичь так и не удалось. Основным своим оппонентом Минэкономразвития считает ФСФО. По словам Грефа, сейчас речь идет всего лишь о четырех позициях, хотя две недели назад их было около десяти.
Такое сокращение числа спорных пунктов свидетельствует о том, что компромисс, безусловно, будет достигнут. Однако, как показывает практика, как раз компромиссы подчас и ведут к серьезному браку в законотворческой работе.