Крупные японские компании, участвующие в совместных международных проектах по освоению нефтяных и газовых месторождений на шельфе Сахалина, высоко оценивают перспективы этих месторождений и в ближайшее время намерены официально объявить российской стороне о своих планах по коммерческой добыче нефти и получении для этого концессии на 20 лет. Речь идет о крупнейшем проекте международного инвестиционного сотрудничества России "Сахалин-1". Общие инвестиции по этому проекту на освоение нефтяных месторождений Чайво, Одопту и некоторых других предполагаются в 15,2 млрд. долл. Их осуществляет консорциум крупных японских компаний, таких как "Марубэни", "Мицуи", "Мицубиси", а также американский нефтяной гигант "Экссон-Мобил".
Проект осуществляется уже много лет, но первоначально капиталовложения в него были небольшими. Иностранных инвесторов сдерживало отсутствие в России соответствующей законодательной базы. Геологоразведочные, исследовательские буровые работы активизировались лишь после принятия в России в декабре 1995 года Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". В соответствии с ним в июне 1996 года официально вступило в силу Соглашение о разделе продукции по проекту "Сахалин-1".
Судя по сообщениям японской печати со ссылкой на представителей связанных с проектом "Сахалин-1" компаний, работы по определению запасов нефти на месторождении Чайво завершены и оцениваются в 2,3 млрд. баррелей. Даже по самым скромным подсчетам, на этом месторождении можно длительное время добывать до 250 тыс. баррелей нефти в день, что составляет около 6% объема импорта сырой нефти Японией. Для сравнения, из действующих в настоящее время соглашений Японии по совместным разработкам отдельных нефтяных месторождений самое крупное - с Объединенными Арабскими Эмиратами и импорт по этому соглашению составляет 210 тыс. баррелей в день.
Коммерческую добычу нефти по проекту "Сахалин-1" предполагается начать в 2005 году. При этом японские деловые круги рассчитывают, что Япония сможет импортировать практически всю нефть, которая будет добываться на месторождении Чайво. Россия в этом случае займет шестое место по поставкам нефти в Японию, обойдя Индонезию и Оман.
Расширение импорта нефти из России соответствует общей стратегии Японии в обеспечении энергоресурсами и сырьем. Большое внимание в этой стратегии уделяется обеспечению стабильных поставок сырой нефти и их диверсификации. Пока же более половины потребностей в сырой нефти Япония покрывает за счет импорта из стран Среднего Востока, весьма нестабильного региона. Важно и то, что нефть месторождений на шельфе Сахалина высокого качества, с небольшим содержанием серы.
К октябрю 2002 года консорциум участников проекта "Сахалин-1" предполагает составить план мероприятий по созданию производственных мощностей на месторождении. В этой связи можно отметить, что в последние годы увеличиваются объемы выполняемых российской стороной работ, а также доля поставляемых отечественными компаниями материалов и оборудования. Последняя составляет в среднем около 60%.
Добываемую нефть планируется транспортировать от хранилищ на месторождениях специальными танкерами ледового класса к наземным трубопроводам России. Однако представители Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, учитывая интересы деловых кругов страны, намерены начать переговоры о доставке этими танкерами в Японию всего объема добычи нефти на месторождении. В Японии, однако, учитывают, что Южная Корея и Тайвань, также в значительной мере зависящие от импорта нефти, да и Китай, который в короткий срок перешел из экспортеров в импортеры черного золота, начали проявлять интерес к возможному импорту с сахалинских месторождений.
Высоко оцениваются и перспективы проекта "Сахалин-2" по освоению Лунского и Пильтун-Астохского нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, также осуществляемых на условиях раздела продукции. Здесь предполагается добыча 8 млн. т нефти и 16 млрд. куб. м газа в год. С учетом того, что и по проекту "Сахалин-1" кроме нефти предполагается добывать ежегодно до 20 млрд. куб. м газа, вполне перспективными становятся планы строительства газопроводов Сахалин-Хоккайдо-Хонсю по поставкам в промышленные регионы Японии до 7 млрд. куб. м газа в год.