Критическая ситуация на мировом рынке энергоносителей все-таки заставит российское правительство скорректировать бюджет на 2002 год. Несмотря на рекламную кампанию, проведенную министром финансов Алексеем Кудриным, с олимпийским спокойствием убеждавшим, что разработанный его ведомством главный финансовый документ страны на следующий год абсолютно реалистичен и выполним, кабинет министров, трезво оценив ситуацию, решил подстраховаться и разработать целых три варианта развития экономической жизни страны в будущем году. На такую перетряску красиво сверстанного документа правительство решилось только после прямого указания президента.
Как сказал премьер-министр Михаил Касьянов, "в России возникнут проблемы", если цены упадут ниже "справедливого уровня" на нефть российской марки Urals - 20-25 долл. за баррель. Судя по всему, о "справедливой" цене на российскую нефть уже можно забыть. Сейчас больше следует беспокоиться о том, чтобы стоимость черного золота не упала ниже 18 долл. за баррель. Теперь именно этот уровень официально признан критическим, хотя, по мнению премьера, он является наиболее реалистичным. При большей цене сформировать бюджетно-финансовый резерв удастся, при меньшей - нет.
Не исключено, что в следующем году все же произойдет мировое экономическое чудо и России снова повезет. Тогда правительство располагает оптимистичным вариантом: стоимость российской нефти не упадет ниже 23 долл. за баррель. В этом случае золотовалютные резервы страны увеличатся на 4-5 млрд. долл., финансовый резерв составит 3-4 млрд. долл., и кредитов не потребуется. И инфляцию правительство надеется удержать в рамках, определенных бюджетом, - 13%. Дополнительные расходы бюджета при получении дополнительных доходов будут исполнены, а курс рубля составит 31,5 руб. за долл.
Реалистичный сценарий рассчитан исходя из стоимости нефти 18 долл. за баррель. Золотовалютные резервы не изменятся, финансовый резерв для обслуживания внешнего долга составит 2-3 млрд. долл., и Россия сможет обойтись без внешних заимствований.
Наибольшее напряжение, хотя, как утверждает премьер, "никакой катастрофы не будет", возникнет при средней цене в 15 долл. за баррель. Золотовалютные резервы снизятся на 5-6 млрд. долл., заимствования составят около 1 млрд. долл., инфляция - от 13 до 18%. Естественно, что эта ситуация повлияет и на 2003 год, поскольку финансового резерва для осуществления обусловленных расходов также не будет, и, возможно, потребуется занять уже 2 млрд. долл.: половина этой суммы - чистые заимствования, другая половина - реструктуризация внешнего долга. В этом случае правительство не собирается прибегать к сокращению социальных программ: при любом развитии ситуации, по словам Касьянова, "корректировке и секвестру они не подлежат". Зато определенный способ сокращения расходов Касьянов все-таки придумал. В частности, премьер собирается сэкономить на реформе МПС, сказав, что нынешний министр путей сообщения прекрасно справляется с задачей поиска внебюджетных источников финансирования. По словам Касьянова, если Аксененко справится с этой задачей, изыскав средства на финансирование реформы, он докажет, что он - очень хороший министр. Кроме того, премьер заявил, что собирается отозвать из отпуска Аксененко, когда на заседании правительства будет рассматриваться инвестиционная программа МПС.