Уже четвертый месяц "Росэнергоатом" и РАО "ЕЭС России" буквально заваливают редакции средств массовой информации встречными пресс-релизами. Атомный концерн жалуется, что РАО не пускает его электроэнергию на экспорт в Грузию, а энергохолдинг упрекает оппонента в нарушении всевозможных законодательных норм и правил. Конкурируя между собой, российские поставщики электроэнергии стремятся предложить своим грузинским партнерам - рынок электроэнергии в республикe контролируется американской компанией - наиболее выгодные условия. Однако через Грузию электроэнергия поставляется в Турцию. Несмотря на то что эти поставки начались только в 1999 году, рынок считается очень перспективным.
Напомним, что, согласно договору концерна "Росэнергоатом" с немецкой трейдинговой компанией, поставки электроэнергии в Грузию должны были начаться в июле 2001 года, а до конца года составить 900 млн. кВт-ч. Соответствующий контракт был подписан на срок до 2006 года и являлся частью международной программы по повышению безопасности эксплуатации АЭС, поскольку все средства по нему должны были пойти на финансирование мероприятий по повышению безопасности ядерных энергоблоков. Однако накануне подписания атомщиками контракта РАО "ЕЭС" заявило, что намерено экспортировать в нынешнем году 18,5 млрд. кВт-ч электроэнергии, в том числе 550 млн. - в Грузию. В результате энергохолдинг отказался осуществлять услуги по транспортировке электроэнергии АЭС. РАО заявило о своем возмущении действиями концерна "Росэнергоатом", который "всеми способами пытается "протолкнуть" свой контракт о поставках электроэнергии в Грузию". По мнению РАО "ЕЭС", подписывая контракт, концерн "Росэнергоатом" действовал без соблюдения требований существующих нормативных актов. Ссылка при этом делалась на постановление правительства # 793 от 12 июля 1996 года и утвержденное Министерством экономики за два месяца до него Положение о порядке экспорта электроэнергии и мощности. Согласно установленным нормативам, функции по организации и осуществлению экспорта и импорта электроэнергии (мощности) возложены на РАО "ЕЭС России". С другой стороны, "Росэнергоатом" ссылался на более позднее поручение президента РФ # 705 от 10 апреля 2000 года, в котором Минатому, Минэкономразвития, Минэнерго России и РАО "ЕЭС России" предписывается срочно осуществить меры по увеличению экспорта электроэнергии атомных станций.
При этом поначалу сложилось впечатление, что, договариваясь об экспортных поставках, и РАО, и атомщики установили для грузинских партнеров более низкую цену на электроэнергию, чем на внутреннем рынке. В результате обе компании использовали в пиарной войне один и тот же веский аргумент. "Почему грузинский потребитель должен платить за российскую электроэнергию меньше, чем отечественный?" - вопрошали спорщики друг друга. А РАО "ЕЭС" даже заявило, что демпинговые действия атомщиков "неизбежно" должны "нанести ущерб российской экономике и престижу страны на международном рынке". Однако в итоге "Росэнергоатом" заявил о намерении подать иск о защите деловой репутации в связи с публичными обвинениями в демпинге. Произошло это после того, как на заседании комиссии МАП РФ представители концерна предъявили тайную с коммерческой точки зрения информацию о стоимости электроэнергии по экспортному контракту. Министерство же в конце августа предписало РАО "ЕЭС" устранить нарушения антимонопольного законодательства, не создавать препятствий "Росэнергоатому" для доступа на рынок электроэнергии и заключить с ним договор об оказании соответствующих диспетчерских услуг. Вместо этого энергохолдинг обжаловал предписание в суде. Московский арбитраж рассмотрел иск на заседании в начале октября и отказал РАО в его удовлетворении. На этой неделе правление Федеральной энергетической комиссии предписало РАО "ЕЭС" заключить наконец договор с атомщиками до 1 ноября. Энергохолдинг обжаловал и это решение в Арбитражном суде города Москвы. Коммерческие потери "Росэнергоатома" по неисполненному договору на сегодняшний день превысили 100 млн. руб.
По словам представителя РАО, энергокомпания в настоящий момент ведет переговоры и с Грузией, и с Турцией. Грузинской стороне энергохолдинг намерен предложить "наиболее выгодные условия сотрудничества, но не любой ценой". Понятно, что заключение прямого договора на поставку электроэнергии российских АЭС дает "Росэнергоатому" значительное преимущество в цене. Если концерн выйдет-таки на грузинский рынок, то пересмотра цен наверняка потребует и Турция. Чего и боится РАО "ЕЭС". Особенно учитывая активное стремление атомщиков максимально участвовать в экспорте электроэнергии. Сейчас поставки в Грузию не осуществляются вовсе. По традиции они носят сезонный характер, в настоящий момент транзитная линия Кавкассиони находится на ремонте, который должен быть завершен до конца ноября.