Разбирательство Генпрокуратуры с правительством продолжается. Экс-главе МПС Николаю Аксененко предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий, причинившее государству ущерб более чем в 11 млрд. руб. "Вред" железнодорожного министра прокуратура "пересчитала" буквально за несколько дней, и вряд ли кто удивится, если в ближайшее время "ущерб" от Аксененко "подрастет" еще на порядок. К руководителю МЧС Сергею Шойгу, по словам первого заместителя генпрокурора Юрия Бирюкова, у его ведомства "нет претензий", однако до сих пор никто не опроверг информацию о том, что в отношении руководства министерства возбуждено два уголовных дела. "Под колпак" попали бывшие чиновники Госкомрыболовства и нынешние - из ГТК. Следующим на очереди окажется, видимо, Минпечати, которым сейчас активно занимается Счетная палата.
Новые обвинения дают повод для очередных версий на тему "кто кого заказал" и "кому это выгодно". Хотя придумать что-то принципиально новое будет довольно сложно. Общий смысл всех предположений сводится к выяснению отношений команд: "семья"-силовики". Интерпретации самые разные: силовики недовольны внешнеполитическим курсом президента, а также замотанной реформой правительства, которая должна была происходить совсем по другому сценарию.
Какой сценарий совпадет с действительностью, должно остаться внутренним делом России. А вот то, что следственная активность Генпрокуратуры и интеллектуальные усилия интерпретаторов ее действий совпали с проведением в Москве выездной сессии давосского экономического форума, на который собираются крупнейшие в мире финансисты, этому явно не поможет. В то время как Владимир Путин убеждает западных инвесторов в экономической стабильности, в предсказуемости правительственного курса и сбалансированности реформ, российские элиты делают все для того, чтобы доказать обратное. К специфическому имиджу прокуратуры, отказывающейся общаться с президентом по мобильной связи, многие уже привыкли. К новому имиджу страны привыкнуть еще предстоит. Иностранные же предприниматели из всего этого вполне могут сделать простой и неутешительный вывод: половина кабинета министров России, люди, которые принимают главные экономические решения и формируют инвестиционный климат, не чисты на руку.
Усилия прокуратуры можно было бы понять, если хотя бы одно уголовное дело в отношении лиц "государственного масштаба" было доведено до конца. Однако таких прецедентов, по крайней мере за последние полтора года, в России не было.