0
909
Газета Экономика Интернет-версия

01.11.2001 00:00:00

Новая структура со старыми прорехами

Тэги: нефть


Ничего принципиально нового в государственной структуре по взаимодействию государства и участников соглашений о разделе продукции (СРП), о готовности которой недавно объявил глава Минэкономразвития Герман Греф, нет. Все это уже проходили: и уполномоченный орган, и правительственные комиссии, и полномочные представители в управляющих органах проектов, и госкомпании. Раньше уполномоченным органом по СРП было Минэнерго, а теперь утвержден МЭРТ. Какой-то элемент новизны содержится в официальной передаче компаниям "Роснефть" и "Зарубежнефть" представительских функций во всех проектах СРП. Но "Роснефть" уже принимала активное участие в подготовке соглашений ныне действующих сахалинских проектов, причем имеет долю в капитале в проекте "Сахалин-1", а "Зарубежнефть" от имени уполномоченного органа осуществляла контроль за ходом реализации действующих проектов.

Сравнение отчета "Зарубежнефти" "Об итогах по реализации СРП┘ за 2000 год" с отчетами различных комиссий, в том числе и Счетной палаты, способно поразить индифферентностью полномочных представителей государства - сам документ является кратким переложением отчетов операторов проектов. В нем отсутствуют даже упоминания о неэффективном расходовании финансовых средств. Сохранилась даже нестыковка в отчетных данных.

Но не стоит винить компанию в небрежном исполнении своих функций. Что толку бесконечно приводить примеры беззастенчивого игнорирования оператором интересов государства, если "в действующих СРП нечетко оговорены права государства по утверждению программ, планов и смет проектов, а также по контролю за их исполнением". Для "Зарубежнефти", которая не понаслышке знакома с международной договорной практикой, понятие "нечетко" равносильно "никак". К сожалению, руководству компании не хватило смелости представить отчет, все содержание которого ограничилось бы только вышеприведенной фразой из заключения.

Придавая "Роснефти" функции государственного представителя в проектах СРП, власти, похоже, руководствовались принципом "за одного битого двух небитых дают". До сих пор компания не может похвастаться какими-либо успехами в СРП. Головная боль от соглашений по сахалинским проектам, в подготовке которых нынешнее руководство компании принимало непосредственное участие, обеспечена многим поколениям российских правительств всей первой половины XXI века. Даже убежденному либералу Герману Грефу после каждой встречи с операторами сахалинских проектов требуется время, чтобы остыть.

Недостатки соглашений можно, конечно, оправдывать неопытностью переговорщиков в те годы, но как оправдать то, что компания, обладая 40-процентной долей в проекте "Сахалин-1", за весь период реализации ничего не предприняла для защиты интересов государства? "Сахалин-1" отстает от своих соседей по шельфу даже в развертывании работ и объемах капиталовложений. В конце концов половину своей доли в проекте "Роснефть" уступила индийской компании. Остается допустить, что руководство "Роснефти" в лучшем случае не знает, в чем заключаются государственные интересы.

А ведь это является проблемой не только для "Роснефти", но и для правительства. Как показал опыт реализации сахалинских проектов, уверенность руководства МЭРТа в том, что с созданием государственной структуры СРП все в корне изменится, а обещанные многомиллиардные потоки прибыльной продукции и заказов российским производителям товаров и услуг не будут оставаться тощими ручейками, безосновательны.

Главная беда СРП состоит в том, что федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" практически полностью перекладывает ответственность за формирование соглашений на переговорщиков, освобождая их от каких-либо регламентаций действующего российского законодательства. В частности, это касается проблемы так называемых возмещаемых затрат. От ее решения зависит эффективность работы оператора с точки зрения государственных интересов. Но подобные вопросы должны решаться на законодательном уровне. Законом же могут и должны быть определены налоговые и таможенные льготы, предусмотрены механизмы, предоставляющие государству (и его представителям) реальную возможность активно влиять на ход реализации проекта и размещение заказов среди российских подрядчиков.

Передавать решение всех этих вопросов переговорщикам преступно. Во многих странах законодательно утверждены типовые соглашения, где в приложениях определяются все условия реализации проекта. В них определяется или закрытый перечень, или максимальный объем возмещаемых затрат, налоговые, таможенные, экологические обязательства оператора и его обязательства по недропользованию и другое. Как бы ни была хороша организационная структура, без правовой базы она быстро поражается коррупцией и интересы государства оказываются "забытыми". Впрочем, в России и закон не закон. По Закону "О СРП" соглашения могут заключаться только по результатам конкурса или аукциона. Это положение не выполнялось ни по одному из 28 месторождений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1138

Другие новости