0
1093
Газета Экономика Интернет-версия

31.10.2001 00:00:00

Точечные удары и неточная опека

Дмитрий Орлов

Об авторе: Дмитрий Орлов - заместитель генерального директора Центра политических технологий, главный редактор "Политком. ру"

Тэги: юсуфов, нефть


Россия, похоже, начинает пересматривать систему своих взаимоотношений с Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Потребность в новом курсе должна быть для российского энергетического ведомства очевидной: политику картеля на нефтяном рынке в последнее время никак не назовешь удачной. "Военная премия", образовавшаяся у нефтеэкспортеров после нанесения США ударов по Афганистану, оценивается экспертами в 1-1,5 долл. на баррель, да и действовать она будет весьма недолго. На фоне "Бури в пустыне" образца 1991 г. это просто слезы. А затем рынок ожидает дальнейшее падение нефтяных цен - во всяком случае, до зимы или до глобальных потрясений на Ближнем Востоке.

В планировавшейся, но так и не состоявшейся мадридской встрече нефтяных и энергетических министров картеля впервые должна была принять участие наша страна - правда, представлять Россию собирался посол РФ в Испании. Здесь показательно даже намерение как таковое. Созываемая дважды в год конференция нефтяных министров стран - членов организации - весьма влиятельный форум. Именно решения этих конференций оказывают решающее воздействие на формирование нефтяных цен.

Высокие цены на нефть не могли держаться вечно, тем более после терактов 11 сентября. В Америке рецессия, потребление нефти и нефтепродуктов падает, а значит, обречены на падение и цены. Известна схема, в соответствии с которой ОПЕК воздействует на нефтяные цены: если они в течение 10 дней выходят за нижний предел коридора (22-28 долл. за баррель), добыча автоматически снижается на 500 тыс. баррелей. В 2001 г. картель уже трижды сокращал добычу нефти, уменьшив ее в общей сложности на 3,5 млн. баррелей в день. Генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес подтвердил недавно, что договоренность об автоматической коррекции сохраняется и сегодня.

Это всего лишь попытка сохранить лицо: даже если договоренность и сохраняется, реально она не действует с 27 сентября, когда картель не принял очередного - очевидного! - решения об уменьшении нефтедобычи. На нем настаивают Иран и Венесуэла. Но основной нефтеэкспортер - Саудовская Аравия - категорически против. И ее поддерживает большинство членов картеля. Они понимают: за антитеррористическую операцию надо платить. И делать это, вполне логично решили в Вашингтоне, должны те, кто прямо в войне не участвует. Министр энергетики США Спенсер Абрахам прямо предостерег страны ОПЕК от "неосмотрительности" в принятии решений об изменении объемов добычи нефти. Многие наблюдатели ждут, что ОПЕК заявит о сокращении квот на добычу в первой декаде ноября. Полагаю, что это напрасное ожидание.

Отнюдь не идеальна и сама модель функционирования рынка. ОПЕК лишь влияет на нефтяные цены, но никак не устанавливает их. Страны картеля добывают более 25 млн. баррелей нефти в сутки - 41% мирового потребления. В отличие от газа и электроэнергии нефтяные цены не являются ни долгосрочными, ни фиксируемыми на определенный промежуток времени. ОПЕК лишь регулирует объемы добычи и прогнозирует ценовую динамику, а сделки на нефтяном рынке заключаются по системе spot. Фактически это единовременные свободные соглашения нефтяных брокеров. Такие сделки в значительной степени случайны, и поэтому цены подвержены серьезным колебаниям.

В спокойной ситуации ежедневные колебания нефтяных цен составляют 0,25-0,75%, в ситуации кризиса - до 15%. Эти условия существования делают нефтяной рынок настоящим раем для спекулянтов. На них, а совсем не на сокращения квот, вся надежда ОПЕК и независимых экспортеров: в условиях перманентной нестабильности в Центральной Азии спекулянты на New York Mercantile Exchange не могут не сыграть на повышение. Впрочем, надежда эта тоже откровенно слабая: у спекулянтов большой коридор возможностей, но слишком малые ресурсы.

Эксперты крупнейших инвестиционных компаний и банков предсказывают: если в 2001 г. из-за грядущей холодной зимы и сокращения поставок с Ближнего Востока еще возможен рост нефтяных цен, обеспечивающий их среднегодовой уровень в 25 долл. за баррель, то 2002 г. будет для нефтеэкспортеров нелегким.

Политика России строится по схеме "всем сестрам по серьгам". Традиционным партнерам мы обещаем стабильные поставки нефти, ОПЕК - согласование позиций, Соединенным Штатам - поддержку военной операции в Афганистане. Реально же добыча и экспорт нефти из России только увеличиваются, чему весьма поспособствуют в этом году новые нефтепроводные проекты, проектировавшиеся в условиях другой ценовой конъюнктуры.

В 1999-2000 гг., когда ОПЕК несколько раз сокращала добычу, а цены росли, Россия интенсивно увеличивала поставки. Может ли такое продолжаться бесконечно долго? Ответ очевиден - нет. На сегодняшний вызов надо давать адекватный ему ответ.

Министр энергетики Игорь Юсуфов пытается дать свой ответ. Однако общий вектор его недавних предложений (от усиления контроля за госпакетами в нефтяной отрасли до игры на поле СРП) направлен отнюдь не на стабилизацию положения на нефтяном рынке. Логика Юсуфова - это очевидная аппаратная логика, основанная на усилении регулирования и банальном "закручивании гаек". Между тем сегодня необходимо совсем другое. Реальный механизм контроля за экспортом должен укрепляться - с ОПЕК или без нее. Затягивать пояса придется российским компаниям-нефтедобытчикам, и именно им нужна отлаженная технология согласования интересов. Минэнерго, казалось, начало работу в этом направлении. Но сегодня она явно отошла на второй план: новый министр начал игру в расширение полномочий, которая поглощает его все больше. С точки зрения перспектив влияния на экспортные потоки, Минэнерго только теряет от этой игры.

Возможно, заявление Виктора Христенко о сокращении экспортных поставок на 1 млн. тонн в IV квартале способно несколько стабилизировать среднесрочную динамику цен, а затем пересматривать реальный график транспортировки и не придется. Но сегодня нефтяному рынку как никогда нужна точная опека со стороны российских властей. Картель стран-экспортеров на это пока не способен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
314
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
353
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
128
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
199

Другие новости