Отныне государственная компания "Транснефть" займется не только транспортировкой, но и добычей нефти. Недавно в Ханты-Мансийске была зарегистрирована компания "Трансойл", которая создана совместно "Транснефтью" и государственным унитарным предприятием "Красноленинскнефтегазгеология" и владеет лицензией на часть Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе. Эксперты считают, что создание новой нефтедобывающей компании выгодно для обоих участников проекта.
Президент "Транснефти" Семен Вайншток, имеющий большой опыт в организации нефтедобычи, неоднократно заявлял о намерении компании развивать это направление. С этой целью в устав компании даже были внесены изменения, расширяющие сферу ее деятельности.
Теперь "Транснефть" постепенно приближается к главной цели этого направления работы - она становится полноценной нефтедобывающей компанией. "Транснефть" давно искала партнера, имеющего лицензию на месторождение, но нуждающегося во внешней поддержке для его полномасштабной разработки. Государственная трубопроводная компания, в свою очередь, обладает всеми необходимыми ресурсами для эффективного инвестирования в подобные проекты.
ГУП "Красноленинскнефтегазгеология", владеющая частью Пальяновской площади месторождения, уже давно находится в достаточно сложном финансовом положении. Многочисленные долги лишают это государственное предприятие позитивных перспектив развития. Регулярная неуплата налогов стала здесь мрачной традицией. В то же время месторождение представляет определенный интерес с точки зрения перспектив добычи - его разведанные запасы составляют около 10 млн. тонн. Однако в первом полугодии ГУП "Красноленинскнефтегазгеология" смогла добыть лишь 5300 тонн нефти. Без серьезных инвестиций компанию скорее всего ждало банкротство и поглощение каким-нибудь частным нефтяным гигантом.
Таким образом, государственная "Транснефть" одновременно начинает реализовывать свои ранее не активизированные возможности нефтедобывающей компании и спасает от гибели другое государственное предприятие. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сообщил "НГ", что в компании "Трансойл" транспортники будут контролировать всего 12% (через компанию "Сибнефтепровод"), а 50% останется за ГУП "Красноленинскнефтегазгеология". Остальные 38% получит частная компания. Представители "Транснефти" заверяют общественность, что доступ "Трансойла" к экспортной трубе будет обычным. Компания не получит и каких-либо иных преференций. "За нами установлен контроль налоговых органов, МАПа, да и частные компании следят за всеми действиями компании сквозь увеличительное стекло. Поэтому особый режим полностью исключен", - констатирует Сергей Григорьев.
Государственная компания "Транснефть" делает первые шаги на нефтедобывающем рынке, который практически полностью поделен между частными нефтяными компаниями. Очевидно, "Трансойл" - лишь первый шаг "Транснефти" в процессе превращения из чисто транспортирующей компании в транспортирующую и добывающую. За ним могут последовать другие, и концепция продвижения по этому пути ясна: ставка на партнерство с небольшими, но обладающими ресурсами добывающими компаниями. Если эксперимент с "Трансойлом" увенчается успехом, не исключено, что в перспективе государству удастся отвоевать у "частников" значительный сегмент рынка нефтедобычи.