- Bосьмой год Россия добивается членства в ВТО, и, судя по результатам, этот процесс может затянуться. Почему "кандидатский стаж" Монголии для вступления в ВТО уложился в 5 лет, Киргизии - вообще в 2,5 года, а с Россией все так сложно.
- Здесь главную роль сыграли два момента. Первый - упомянутые страны избрали достаточно либеральную формулу присоединения к ВТО, то есть согласились на большой объем уступок по доступу на свои рынки товаров и услуг. Понятно, почему это произошло. Экономика названных стран такова, что требует защитных мер в отличие от России в очень узком диапазоне. Скажем, Монголии нет нужды защищать свою автомобильную промышленность - ее просто нет и нет даже планов по ее созданию. Киргизии по той же причине нет нужды беспокоиться о судостроении и т.д. У России все это в полном наборе.
Второй момент - значение рынков упомянутых стран для членов ВТО совсем другое, чем рынка России. Поэтому партнеры по ВТО закрывают глаза на имеющиеся несоответствия в законодательстве, на слабую правоприменительную практику таких стран.
- Какие страны - члены ВТО не имеют к России претензий и могли бы немедленно проголосовать за ее прием в организацию?
- Против нет никого, так как не в правилах ВТО противиться расширению, которое выгодно всем ее членам. Могу предположить, что за присоединение России могли бы хоть сегодня проголосовать те члены ВТО, которые не вошли в рабочую группу. Напомню, что всего в ВТО состоит 142 государства, но только около 60 стран представлены в рабочей группе по России. Этот орган формируется по принципу заинтересованности. Кто не счел нужным посылать своих представителей, у того фактически нет возражений против присоединения России к ВТО.
Что касается претензий, или, если быть точным, переговорных требований к России, то их жесткость и объемы очень различны. Некоторые члены рабочей группы ведут переговоры по 2-3 видам товара. Это, как правило, маленькие страны. У других списки переговорных требований очень длинные. Скажем, с США, ЕС переговоры ведутся по всем позициям.
- Насколько, по вашему мнению, России необходимо членство в ВТО? Многие задаются вопросом: вступим мы в эту организацию, но чем будем покорять мировые рынки? Пенькой? Лесом?
- Главное, ради чего идем в ВТО, - это интеграция в правовую систему, которая регулирует международную торговлю товарами и услугами. Это не только вопрос доступа на внешние рынки. Это в первую очередь вопрос формирования универсальной правовой среды внутри России. Как только она будет сформирована, она станет отличным катализатором для развития российского экспорта. А по многим показателям нашему отечественному производителю будет все равно, где продавать свою продукцию - на внутреннем или на внешнем рынке, так как многие правила торговли будут одинаковы.
Чем будем покорять мировые рынки? Не пенькой, разумеется, ее, кстати, Россия уже почти не экспортирует. Сейчас наши предприятия действительно не могут покорять рынки других стран, но не потому, что нечем, а потому, что им не дают этого делать. Возьмите антидемпинговые процедуры. Они убивают не наш сырьевой экспорт, а прежде всего экспорт с высокой степенью переработки - будь то минеральное удобрение или товары ядерного топливного цикла. Ядерное топливо - это не сырьевой товар, чтобы его произвести, нужно иметь уникальную техническую базу. Но этим товаром мы мешаем другим. После присоединения к ВТО у нас появится мощный рычаг защиты своих интересов на рынках товаров с высокой добавленной стоимостью.
Во многих отраслях нашей экономики производственные мощности часто простаивают. Скажем, в трубной промышленности используется всего 27% мощностей, в металлургии - 75-80%. Не потому, что наши трубы или прокат плохие, а потому что мировые рынки для России закрыты. Членство в ВТО даст возможность их открыть.
- Вы, видимо, имеете в виду рынки не США или ЕС, а, скажем, развивающихся африканских стран.
- Не только. Возьмите Китай. Сегодня китайский рынок достаточно жестко закрыт для российских товаров. И вне рамок ВТО нам его трудно открыть.
- А почему не пойти по пути двусторонних соглашений?
- Вот пример. Китайские партнеры ввели недавно ограничения на ввоз некоторых видов российской стали. Из-за этого наш производитель поставлен на грань закрытия предприятия - мы еще с советских времен поставляли сталь именно на этот рынок. Теперь хоть увольняй рабочих. Договориться на двустороннем уровне не получается. Есть подобный опыт и с другими странами. В настоящее время у нас зафиксировано более 120 торговых конфликтов, а разрешить удается лишь единицы. Потому что в наших международных торговых делах двусторонняя дипломатия уже почти не работает.
- Какова плата за присоединение к ВТО?
- Пока переговоры не выйдут на завершающую стадию, как-либо вычислить эту плату невозможно. Однако очевидно, что нам придется пойти на определенные уступки и компромиссы. В первую очередь это коснется российского законодательства, которое по правилам ВТО нужно привести к единым требованиям. Но в этом плане основная работа уже завершена, а те немногие несоответствия, которые остались, в течение года будут устранены. Нам придется пойти на определенное снижение таможенных пошлин, импортных тарифов, взять на себя обязательство в дальнейшем не повышать их. Весь вопрос - в уровнях этого снижения. Эта плата должна быть разумной и не превышать выгоды от преимуществ, которые дает присоединение к ВТО. Если мы будем видеть, что баланс не соблюден, мы не будем рекомендовать правительству России вступать в эту международную организацию.
- Недавно министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что некоторые представители крупного бизнеса его буквально "в спину толкают", требуя снять вопрос о нашем присоединении к ВТО. Они опасаются, что, открыв свои рынки, мы потеряем целые отрасли. Что вы об этом думаете?
- Не будем нагнетать страхи. Очевидно, что российский авиа- и авторынок полностью мы не откроем никогда, осознавая возможные последствия для производителя, инвесторов. И все переговорные позиции согласовываем с Авиапромом. Но нельзя защищать только производителя, совершенно забывая о главной фигуре, ради которой и существует производство, - потребителе. Кто летал на Ту-154, наверняка запомнил его кресла, пребывать в которых более двух часов - это уже пытка. Поэтому, может, есть смысл снизить пошлины на некоторые комплектующие? Чтобы представители крупного бизнеса "не толкали в спину" нашу переговорную команду, мы наладили постоянный диалог с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), все наши переговорные позиции неоднократно обсуждались и согласовывались.
- В начале разговора вы сказали, что больше всего переговорных требований к России у США и стран ЕС. Следует ли из этого, что именно с ними будет труднее всего договориться?
- Абсолютно не следует. Присоединение, например, Китая к ВТО блокировали не США или другие крупные страны, а Мексика. Что касается России, то здесь тоже могут быть подобные сюрпризы. В частности, представители Панамы заявили, что будут блокировать наше присоединение к ВТО, если Россия не подпишет с Панамой соглашение по морскому транспорту. Дело в том, что суда Панамы, Либерии и еще нескольких стран лишены в российских портах режима наибольшего благоприятствования. Панама - одна из стран так называемого удобного флага, под который в свое время ушли многие российские суда.
- Не давит ли на вас политический фактор? Ведь президент России в послании Федеральному собранию назвал присоединение к ВТО приоритетом внешней политики.
- Мы чиновные люди и выполняем все указания правительства. Но мы никогда не получали указаний форсировать этот процесс и завершить его к определенному сроку. Давит сознание того, что промедление обернется для страны потерями. Через две недели начнется раунд новых переговоров, в том числе и касающихся режима торговли в энергетическом секторе. Какими могут быть правила, выработанные без участия России? Ясное дело, они будут в основном отражать интересы потребителя, а наша страна является крупнейшим производителем. Что будет с нашим энергетическим экспортом, если эти правила будут во всем нас ущемлять?
Россию в этом плане уже обошли некоторые страны СНГ, что ставит нас в неравное положение. Став членами ВТО, многие из них предпочитают обсуждать проблемы наших двусторонних отношений не в Москве или, скажем, в Бишкеке, а в Женеве. Начала использовать ВТО как рычаг давления на Россию Грузия, добиваясь, в частности, отмены визового режима. Украина активизирует переговоры по присоединению к ВТО.