В БЛИЖАЙШЕЕ время Россию ждет очередная либерализация. На этот раз речь идет о рынке сжиженного газа. Правда, есть все основания полагать, что в итоге она сведется к обыкновенной чистке кадров и перераспределению полномочий между федеральными ведомствами. Министр энергетики Игорь Юсуфов, похоже, полностью завершил ревизию того, что было оставлено его предшественниками, в том числе и неразобранного наследства Виктора Калюжного. Он не только заявил о необходимости расширения функций своего ведомства, но и вплотную приступил к расчистке особо приближенных к министерству структур. Причем совпало это с попытками российского правительства провести либерализацию хоть какого-то рынка газа (пусть не природного, так хоть сжиженного), а также с готовностью Федеральной энергетической комиссии подобрать все, от чего отказался Игорь Юсуфов.
Причем цена ведомственных пикировок не маленькая. По самым грубым подсчетам оборот российского рынка сжиженного газа составит в этом году минимум 18 млрд. руб. без учета затрат на его транспортировку. Производство газа, по расчетам Минэнерго, составит 6,85 млн. т (против 6,582 млн. т в 2000 году). Поставки сжиженного газа в соотношении примерно 1:5 делятся между населением и вместе взятыми нефтехимией, промышленностью и транспортом. От этих поставок зависят около 50 млн. человек на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Сибири, в Северо-Западном и других холодных регионах - здесь сжиженный газ используют для "пищеприготовления". В среднем население России в месяц потребляет около 120 тыс. т сжиженного газа. В 1999 году - после девальвации - сжиженного газа для населения "просто не стало". В разгар зимы 53 губернатора прибежали в Минтопэнерго жаловаться на срыв бытовых поставок. В результате в прошлом году для производителей, а всего их насчитывается более 20, были введены балансовые задания по обеспечению потребностей населения регионов в сжиженном газе. В 2000 году жаловалось уже лишь 37 губернаторов, а в этом - пока ни одного. С 1999 года потребление сжиженного газа в нефтехимии увеличилось в 2,5 раза - с 1,7 млн. т до прогнозных 3,5 млн. т в нынешнем году. А экспорт этого вида топлива снизился с 2,5 млн. т в 1999 году до 1,3 млн. т в прошлом и, как ожидается, до 1 млн. т в текущем. Сегодня стоимость 1 т сжиженного газа составляет 1050 руб. (без НДС) для бытовых потребителей, а для промышленных - от 3 тыс. руб. и выше. Последний раз эти тарифы были пересмотрены Министерством экономического развития и торговли в мае нынешнего года.
По данным "НГ", еще 23 июня текущего года было опубликовано постановление российского правительства # 480, в котором Минэнерго предписывалось подготовить предложения по "внедрению экономических методов регулирования" поставок сжиженного газа. Эти предложения будут рассмотрены на заседании у вице-премьера Виктора Христенко 15 декабря. Сегодня предлагается создать рынок сжиженного газа для населения, промышленность и так давно живет по свободным ценам. О конкретных методах либерализации сотрудникам Минэнерго пока говорить сложно. Наиболее предметно на эту тему высказался недавно председатель Федеральной энергетической комиссии России Георгий Кутовой. В интервью Интерфаксу он отметил, что "рынок сжиженного газа будет либерализован", и при этом "целесообразно отменить регулирование государством цен на сжиженный газ". Привязывается все это к предстоящей реформе жилищно-коммунального хозяйства: после либерализации цен население сможет выбирать себе поставщиков, что приведет к "созданию полноценной конкурентной среды в газовой отрасли". С учетом предполагаемой отмены госрегулирования "необходимо принять решение о выделении дотаций государством населению", потребляющему этот вид топлива, сообщил Георгий Кутовой.
Вместе с тем в Минэнерго утверждают, что от госконтроля в области снабжения населения сжиженным газом никто отказываться не собирается. Балансовые задания, которые на сегодняшний день, по словам одного из чиновников этого министерства, "привели к формированию отношений социального партнерства", никуда не денутся. Возможно, новая "либерализация" ограничится простой передачей полномочий Минэкономразвития по установлению оптовых цен на сжиженный газ для населения (а возможно, и тарифов на его транспортировку) Федеральной энергетической комиссии. В конце концов именно ФЭК добивается права устанавливать цены на все, что имеет хоть какой-то оттенок естественной монопольности.
Либерализация рынка сжиженного газа позволит руководству Минэнерго провести "расчистку" подведомственных структур. Главной мишенью при этом станет государственное унитарное предприятие "СГ-Транс". В российском топливно-энергетическом комплексе оно занимает особое положение. Предприятие является неофициальным монополистом и одновременно самой закрытой из всех структур, занимающихся энергоносителями. За последние три года "СГ-Транс" засветилось в прессе всего один раз, в связи с покушением на жизнь его руководителя Виталия Тюрина. В конце 1999 года в СМИ проскочила пара публикаций о заказном характере нападения и об "особых" отношениях, которые связывали тогдашнего министра топлива и энергетики с "СГ-Транс".
Предприятие занимается транспортировкой сжиженного газа, на его долю приходится 76% общероссийского объема перевозок этого вида топлива. Причем 24% таким компаниям, как "Газпром", "Сибур", "Петролсиб" и другим, удалось отвоевать только за последние полтора года. До апреля 2000 года ГУП "СГ-Транс" выполняло еще и функции оператора: производители обязаны были сдавать ему газ, и уже потом предприятие занималось его распределением между потребителями. Ценовая маржа при этом составляла 14 копеек на каждый килограмм топлива. Только в прошлом году, как раз накануне формирования путинского правительства, в котором не нашлось места для Виктора Калюжного, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства лишило "СГ-Транс" операторских полномочий. Вместе с тем по сей день "СГ-Транс" самостоятельно устанавливает тарифы на транспортировку сжиженного газа, правда, руководствуясь при этом установленными законом нормативами. Зато стоимость аренды принадлежащего предприятию транспортного состава никакому регулированию вообще не подлежит. Причем использование цистерн разной емкости - 54 или 73 кубометра - позволяет существенно варьировать затраты на транспортировку. На сегодняшний день у поставщиков сжиженного газа имеется множество претензий к "СГ-Транс". Эти жалобы они несут в Минэнерго.
Отметим также, что сегодня редкая нефтяная или газовая компания не называет производство сжиженного газа перспективным направлением своей деятельности. Дальше этого продвинулись немногие. Пока.