РЕКЛАМНАЯ кампания под названием "Бюджет-2002" продолжает набирать обороты. После того как главный экономический документ страны успешно прошел второе чтение в Госдуме, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин с удвоенной энергией занялся пропагандой финансового плана на будущий год. Стойко выдерживая нападки экономистов, сомневающихся в реалистичности бюджета, Кудрин яростно защищал документ, сверстанный в Минфине.
А защищать было от чего. Основную критику экспертов вызывала доходная часть бюджета, который основан на стоимости нефти 23,5 долл. за баррель. Однако мировая экономическая ситуация последних месяцев, а главное - резкое падение цен на энергоносители, от продажи которых наша страна получает львиную долю денег, вызывала резонное беспокойство. Несмотря на начатую Америкой антитеррористическую операцию, в ходе которой, как во время любой войны, цена на нефть, по идее, должна взлететь до небес, стоимость черного золота на мировых рынках после однодневного пика примерно в 30 долл. за баррель, продолжает стремительно падать. На вчерашний день стоимость российской нефти равнялась 19,18 долл. за баррель, причем скорее всего это падение продолжится. И в таком развитии событий уверены многие аналитики, так как формирование цен на мировом рынке энергоносителей уже перешло из экономической плоскости в плоскость политическую. Нефтедобывающие арабские страны сейчас не могут позволить себе заставить США - крупнейшего потребителя нефти - платить за черное золото по полной программе: в этом случае арабам будет очень трудно избежать обвинений в пособничестве террористам. Кроме того, из-за рецессии, в которой сейчас пребывает американское народное хозяйство, потянувшей за собой и всю мировую экономику, потребление нефти сократилось. Несмотря на "нефтяное турне", совершенное главой ОПЕК Уго Чавесом с целью выработать ряд соглашений по стабилизации нефтяных цен и их защите от возможного коллапса, вряд ли нефтяным генералам удастся что-либо сделать для удержания нефтяного коридора в рамках, которые устроили бы Россию.
Но эти негативные тенденции до недавнего времени не смущали ни Минфин, ни правительство, ни депутатов. По инициативе последних доходная часть бюджета даже была увеличена на 127,3 млрд. руб.
Однако уже вчера министр финансов косвенно признал, что повод для беспокойства все же есть. Если еще недавно государственные чиновники практически исключали возможность внешних заимствований, а следовательно, увеличения госдолга, то вчера Кудрин заявил, что Россия может прибегнуть к займам МВФ, если цена на российскую нефть упадет существенно ниже уровня, предусмотренного в бюджете на 2002 год. По словам министра, "если мы посчитаем недостаточными меры, которые предпримем для исполнения бюджетных обязательств, мы можем быстро подготовить программу кредитования с МВФ". Похоже, что, одной рукой расплачиваясь по старым долгам, России все-таки придется другой рукой брать новые кредиты. В этом случае министр финансов готов договариваться с депутатами, на всякий случай отметив, что и у правительства на сей счет имеются некоторые полномочия. Как и положено главному финансисту страны, Кудрин заявил, что Россия готова в полном объеме обслуживать свой внешний долг независимо от конъюнктуры на мировом рынке.
Более того, в настоящее время Минфин дорабатывает единую концепцию управления госдолгом России и вскоре представит ее на рассмотрение кабинета министров. В связи с этим стала более ясной и судьба Внешэкономбанка. По словам Алексея Кудрина, планируется изъять из функций ВЭБ коммерческую составляющую и создать на его базе практически новый банк, который станет агентом правительства России по обслуживанию внешнего долга и, по словам министра, "фактически будет структурой Минфина".