АНАЛИТИКИ ведомства Александра Починка в замешательстве. Статистика подкинула им весьма примечательный факт - впервые с 1992 г. в России число зарегистрированных вакансий превысило число граждан, признанных государственными службами занятости безработными. По данным Госкомстата, общая численность безработных в России за прошлый месяц сократилась на 0,5% по сравнению с августом. Как сообщил корреспонденту "НГ" руководитель департамента занятости населения Министерства труда и социального развития РФ Юрий Герций, в сентябре по стране числились безработными 997 тыс. россиян. В то же время в реестрах тех же служб занятости значилось 1,14 млн. вакантных рабочих мест. Одни призывают подавать это как великую заслугу Минтруда, другие уговаривают первых не бить в литавры по данному поводу, так как сия статистическая "победа" вовсе не значит, что безработице в России нанесено сколько-нибудь серьезное поражение. Не исключено, что это внешне благоприятное событие имеет довольно печальные причины. По данным Госкомстата, численность постоянного населения России за январь-август 2001 г. по сравнению с началом текущего года уменьшилась на 589,7 тыс. человек, или на 0,4%. Такое практически полное совпадение уменьшения числа безработных и сокращения численности населения вряд ли свидетельствует о нормализации рынка труда в России. Скорее оно говорит о по-прежнему тяжелой социальной обстановке. Да и сами россияне, испытывающие проблемы с трудоустройством, вряд ли чувствуют на себе "отеческую" заботу чиновников. Когда с уже упомянутыми статданными ознакомился житель районного городка Велиж Смоленской области, уже около десяти лет перебивающийся случайными заработками, он был ошарашен: "Это ж получается, что работа сама за мной ходит, а я от нее отлыниваю. Ты поди найди ее у нас - мебельная фабрика стоит, леспромхоз и сплавная контора на ладан дышат, "Сельхозтехника" давно загнулась, винзавод и молокозавод тоже".
Независимые эксперты по рынку труда сходятся во мнении, что говорить о каком-либо коренном переломе в ситуации с безработицей в России не приходится. В частности, аналитики Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП) отмечают, что столь "благополучное" соотношение зарегистрированных вакансий и граждан, ищущих работу, сложилось не из-за существенного роста занятости, а по причине сокращения доли рабочей силы в общей численности населения. Незанятость в России по-прежнему высока. Если учитывать так называемую скрытую безработицу, то, по оценкам Госкомстата в сентябре оставались без работы около 5,7 млн. россиян - 8,1% экономически активного населения. Еще в феврале 2001 г. эти показатели составляли соответственно 7,1 млн. человек и 9,9%. На снижение числа безработных, безусловно, сработал и сезонный фактор.
Колебания в пределах процента с небольшим отмечались и ранее, но общая тенденция сохранялась. По данным Международной организации труда, за период с 1992 по 2000 г. число безработных в России выросло с 5,2 до 11,7% экономически активного населения. Даже самые оптимистически настроенные аналитики из Минтруда не торопятся утверждать, что кривая безработицы окончательно и бесповоротно пошла вниз. И для этого есть по крайней мере несколько причин.
Первая - демографическая ситуация. Разговоры о том, что уже к 2005 г. Россия будет испытывать недостаток рабочих рук, а следовательно, безработица "рассосется" сама по себе, не имеют под собой оснований. "Наоборот, по нашим прогнозам примерно до 2008 г. удельный вес трудоспособного населения будет расти, - сказала корреспонденту "НГ" Ольга Антонова, специалист по демографии Госкомстата РФ. - Далее пойдет спад, и к 2015 г. Россия по этому параметру вернется к показателям нынешнего года".
Вторая причина - в стране грядет реформирование масштабнейших экономических сфер, таких, как жилищно-коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт и др. Как показывает опыт бывших соцгосударств Центральной Европы, уже прошедших через подобные реформы (Польша, Венгрия), такие преобразования приводят к выбросам на рынок труда большого количества безработных. Чтобы погасить эти негативные последствия, требуются немалые бюджетные ассигнования на переквалификацию потерявших работу, создание новых рабочих мест и т.п. Пока российское правительство, по мнению большинства специалистов, давая "добро" на осуществление таких реформ, не просчитывает, какая нагрузка при их реализации ляжет на рынок труда, и не требует от заинтересованных сторон разработки специальных программ по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы.
Так что фейерверки в честь того, что зарегистрированных вакансий стало больше, чем взятых на учет безработных, пока вряд ли уместны.