НАЧАЛО широкомасштабной антитеррористической акции предоставило Украине возможность в полной мере ощутить все преимущества и недостатки положения "хаты с краю". С одной стороны, начавшаяся война столь далека от границ Украины, что обыватели считают более важными и сложными внутренние проблемы своего государства. Согласно результатам социологического опроса киевлян, проведенного на днях Центром экономических и политических исследований имени А.Разумкова, 96,2% граждан не хотели бы принимать какое-либо участие в новой афганской войне (менее 3% выразили готовность воевать). То есть украинцы, как всегда, руководствуются девизом "Лишь бы не было войны", а международные события лучше всего воспринимают в виде новостей "из далекого края".
Украинское правительство, судя по всему, пережило период непростых раздумий, связанных с началом военной акции. Однако, как только выяснилось, что война не требует от Украины "изыскания средств", государственные деятели вздохнули с облегчением: США попросили Украину всего лишь о пятидневном предоставлении воздушных коридоров для нескольких военно-транспортных самолетов с гуманитарной помощью и - на случай непредвиденных обстоятельств - о предоставлении самолетам США возможности посадки на трех украинских военных аэродромах. Собственно, этим и ограничилось участие Украины в "великой войне с террористами". Аналитик украинского фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар заметил в интервью "НГ": "Я не вижу, чем Украина могла бы помочь "союзникам" и в каком качестве она могла бы принимать участие в этой акции. Разве что предоставить аэродромную инфраструктуру┘ Но даже об этом нас пока не просили. Видимо, речь об участии Украины в войне с террористами может идти только в том случае, если масштабы акции станут глобальными, но мы ведь прекрасно понимаем, что это вряд ли произойдет┘"
Президент Кучма, говоря о том, что его страна "не останется в стороне от антитеррористической акции", добавил, что Украина не будет предоставлять Афганистану гуманитарную помощь. "И без нас обойдутся┘" - сказал президент. Эти слова могут на ближайшее время считаться основным внешнеполитическим лозунгом Украины. Причем речь идет не столько о позиции самой Украины, сколько о ее положении в мире. "Антитеррористы", регулярно инспектирующие украинскую армию и проводящие с украинскими военными совместные учения, видимо, хорошо себе представляют нынешнее состояние и возможности ВС Украины. По крайней мере ни вопрос о лизинге военной техники, ни проблема участия украинцев в антитеррористической акции, как утверждают украинские информированные источники, даже не рассматривались.
Афганская война в любом случае докатится до Украины волной беженцев. Специалисты МИДа и МВД полагают, что проблема нелегальной миграции накроет страну уже на этой неделе. Оснований для опасений предостаточно: еще до начала военных действий на Украине, по данным Международной организации миграции, находилось около 500 тысяч нелегальных мигрантов, из них около 20 тысяч составляли беженцы из Афганистана. Родственники и близкие "украинских афганцев" наверняка попытаются спастись бегством на насиженные соотечественниками места. Тем более что Украина объективно гораздо для них безопаснее, нежели страны Запада, где в последнее время ухудшилось отношение к "арабам". К тому же Украина ближе, и здесь хорошо налажен бизнес по "контрабанде людей", благодаря чему нелегальные мигранты достаточно легко пересекают границы. Правда, в последние дни официальный Киев сделал несколько заявлений об усилении пограничного контроля и о введении дополнительных мер для борьбы с нелегальной миграцией. Однако эксперты полагают, что никакие меры не смогут противостоять натиску 500 тысяч беженцев, которые примерно через месяц прибудут к границам Украины. Пограничники признают, что около 100 тысяч человек смогут попасть на территорию Украины. В связи с этим официальные лица в Киеве говорят о вероятности "национальной катастрофы".
С другой стороны, Киев не только технически не способен гарантировать крепость границ государства. Отмахнуться от проблемы беженцев невозможно еще и по политическим соображениям. Дело в том, что, кроме афганцев, значительную часть ожидаемых мигрантов составляют граждане соседнего с зоной конфликта Узбекистана - украинцы, русские и крымские татары. Эксперты считают, что количество беженцев из Узбекистана может составить 200 тысяч человек. По крайней мере крымские татары, которых на Украине проживает более 260 тысяч, уже начали проводить акции, направленные на то, чтобы киевские власти признали право их родственников вернуться на историческую родину, в Крым. При том что Украине за последние десять лет не удалось обустроить даже тех татар, которые сегодня живут в Крыму, переезд их родственников может спровоцировать серьезнейший социально-экономический кризис в регионе.
Тем временем военные эксперты полагают, что сложившаяся в мире ситуация сулит Украине некоторую выгоду. По крайней мере слова президента Кучмы о возможности оказания Узбекистану (как партнеру Украины по ГУУАМ) военно-технической помощи некоторые аналитики расценили как предложение заключить контракты на поставку оружия и военной техники. Тем более что опыт украино-узбекского военно-технического сотрудничества существует, а официальный Киев заинтересован не только в укреплении своих позиций как экспортера военной техники и вооружений, но и в новых источниках поставок энергоносителей по бартерным схемам. Впрочем, некоторые политологи считают, что в ближайшей перспективе Россия, чья роль и влияние в мире с момента начала антитеррористической акции существенно усилились, будет жестко контролировать ситуацию в регионе, прилегающем к зоне конфликта. По этой причине Украина вряд ли может рассчитывать на ведение "самостоятельной игры" с Узбекистаном. В то же время украинские эксперты уверены, что в перспективе Украина выиграет от своего "вынужденно-нейтрального положения". Аналитик фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар поясняет: "Наблюдающееся сближение России и НАТО - ситуативный и конъюнктурный шаг с обеих сторон. Ведь очевидно, что интересы России и Запада, как и раньше, по многим вопросам не совпадают или пересекаются. В частности, это касается региона, где сегодня проходят военные действия: следует признать, что Россия стремится сохранить его в своей сфере влияния, Запад намерен "подчинить" регион себе. Со временем это противоречие может вылиться в новый виток противостояния между двумя участниками сегодняшней игры┘" В таком случае положение Украины со временем действительно будет выигрышным: она, как всегда, ни с кем и ни при чем. То есть сможет со всеми продолжить "конструктивные переговоры" о финансовой помощи и дружественных поставках энергоносителей в рамках "многовекторного партнерства".
Киев