ЗАВЕРШИЛ свою работу проходивший в Москве Конгресс соотечественников, на котором, безусловно, центральным документом стало выступление Владимира Путина. В речи президента России без всяких судьбоносных фраз о могучем возрождении России, которое вот-вот начнется не сегодня-завтра, причем само по себе (на эти "сигнальные" пассажи за десять последних лет сформировалась уже стойкая аллергия), есть важные положения, свидетельствующие о начале своеобразного "нэпа" по отношению к русской диаспоре. Однако сам ход конгресса, отмеченный по советской привычке засильем чиновников высокого ранга (это отметили прежде всего наряду с прессой представители русской диаспоры из Европы), наглядной демонстрацией устной цензуры ("Нам не дают говорить о наших проблемах!" - возмущались делегаты конгресса из стран СНГ), откровенный провал (сопровождаемый скандалами) обычных оргвопросов с расселением делегатов, а также с их представительством, которыми обязано было заниматься Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики, но "благодаря" которому даже накануне открытия конгресса в Москве царил полный хаос, - все эти вопросы в итоге составляют один, главный: кто и как в ближайшее же время будет осуществлять сформулированную Владимиром Путиным "новую политику" по отношению к нашим соотечественникам? Ее можно назвать "нэпом" потому, что в ней есть и экономическая составляющая. Поэтому наиболее важные тезисы в речи президента России имеет смысл проанализировать сегодня с синхронным "переводом" на язык нынешней сегодняшней реальности. Иначе Конгресс соотечественников может остаться в новейшей истории России не как новая точка отсчета во взаимодействии русской диаспоры и российской власти, а как очередное помпезное мероприятие, которые освятил своим присутствием "сам президент" - и не более того.
ОПАСНАЯ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" ВМЕСТО ЧЕТКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В числе первых проблем президент РФ Владимир Путин назвал слабую законодательную базу для защиты прав соотечественников, "сырое" законодательство о миграции и статусе беженцев - при том, что, по словам главы государства, руководство страны представляет "истинные масштабы нелегальной миграции в России". Фактически сейчас, как об этом не раз писала "НГ", Россия должна одновременно решать двуединую задачу: во-первых, сделать все для того, чтобы прекратить беспрецедентный (а с помощью высокопоставленных лиц - намеренно "неуправляемый") поток нелегальных мигрантов из мусульманских стран СНГ в Россию, применяя самые жесткие меры законодательной и исполнительной власти, причем с жестким же контролем за самой исполнительной властью (со стороны президентской администрации), а во-вторых, предоставить карт-бланш для тех русских, кто в ближайшее время вынужден будет покинуть страны СНГ - в силу кардинально новых условий, сложившихся после 11 сентября. Заметим, что сам Конгресс соотечественников проходил в то время, когда ситуация в мире коренным образом поменялась - и теперь о долговременной стабильности, например в государствах Центральной Азии, говорить не приходится. В связи с чем актуальна проблема введения визового режима не только с Грузией, но и со странами центральноазиатского региона СНГ. Время деклараций прошло, наши прозрачные границы пропускают все больше наркокурьеров и наркодельцов, которые уже сделали из России не перевалочную, а свою основную базу (так как Европа и бывшие страны соцлагеря смогли обезопасить себя именно введением визового режима с бывшими республиками СССР). Чем дальше будет откладываться это решение (которое принимать надо было уже вчера), тем больше Россия будет превращаться в скопление криминального шлака из стран СНГ, что угрожает ее собственной безопасности, не говоря уже о вопиющем демографическом дисбалансе.
Как известно, четкой миграционной политики нет и сегодня, поскольку Минфедерации, на которое были сгоряча возложены эти вопросы, благополучно их завалило, фактически поощряя под видом "толерантности" нелегальную миграцию в Россию. Толерантность вообще становится модным термином и рычагом политической манипуляции, с помощью которого высокопоставленные чиновники, а также некоторые ангажированные ученые и "советники" поощряют превращение России в проходной двор - с необратимым ущербом для титульной нации РФ и коренных народов России. По словам депутата Госдумы Владимира Никитина, "благодаря" подобному усердию Москва - столица России - уже стала азербайджанским городом, а в Концепции миграционной политики РФ, поддержанной на высоком уровне, как раз "научно" обосновываются данные тенденции под видом воспитания подобной "толерантности" как "одной из главных задач государства"(?!). После чего становится понятным, почему верховной российской власти - в том числе и на государственных каналах электронных СМИ - откровенно навязывается "рекомендация" поощрять наплыв мусульманского населения из стран СНГ, поскольку-де русские в этих странах уже не обладают миграционным потенциалом.
Подобная "концепция", само собой, вызвала резкую реакцию делегатов конгресса - понятно, что если и дальше никак не поощрять переселение русских из стран Содружества в Россию (в отличие от граждан Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Грузии), то поневоле усвоишь сомнительные уроки "толерантности", под которой реально надо подразумевать сильнодействующее средство последнего разоружения России перед ее окончательным исчезновением с карты мира именно как Российского государства.
В свое время президентская команда совершила ошибку, ликвидировав миграционную службу и передав ее функции бывшему Миннацу, который никогда этими проблемами не занимался. Руководитель Минфедерации г-н Блохин с первых же дней своего пребывания на этом посту активно проявлял полнейший непрофессионализм и легкость в мыслях необыкновенную. "НГ" об этом высказывалась не раз - и печальный пример г-на Блохина выразительно свидетельствует о том, что агрессивный непрофессионализм может соперничать по своим необратимым последствиям с сознательным нанесением колоссального ущерба всему государству. Поэтому надо немедленно приступить к воссозданию миграционной службы (не "воссоздавая" при этом скомпрометировавших себя структур и чиновников), укреплению пунктов иммиграционного контроля, созданию специальной миграционной полиции, которая координировала бы свою деятельность с силовыми структурами России.
"ЕДИНАЯ СТРУКТУРА": СНОВА МОНОПОЛИЯ ИЛИ?..
В числе проблем, обозначенных президентом России, были названы дублирование и множественность структур, неэффективно занимающихся проблемами соотечественников, при этом Владимир Путин подчеркнул, что необходимо создать "одну государственную структуру, которая будет заниматься этими сложными вопросами". Заметим еще раз, что нелогичное отсутствие двух официальных структур - по делам миграции и по проблемам соотечественников - совсем не восполняется передачей этих функций все тому же Минфедерации, и даже если эта "контора" будет в ближайшее время распущена, не хотелось бы наблюдать ее последующее бурное клонирование в каком-либо "обновленном" виде. На самом деле тезис президента об "одной государственной структуре" следует понимать как необходимость создания одной координирующей структуры. В противном случае мы опять получим непрофессиональный и плотно спрессованный балласт, непотопляемый Миннац с неограниченной монополией - с теми же чиновниками, с той же беспроигрышной "концепцией"(собственного выживания) и с тем же эффектом для страны, не говоря уже о зарубежной диаспоре. Неожиданно всплывающие некоторые новые фигуры в качестве защитников прав соотечественников, которые никогда не были в этом замечены, тоже вызывают резонные возражения русской диаспоры. Так, раскручивание сейчас Валентины Терешковой, возглавляющей Росзарубежцентр при правительстве РФ, вызывает, мягко говоря, удивление у представителей дальнего русского зарубежья: президент института соотечественников ИРИК Франс Юрий Сидоренко, выступая в Госдуме РФ на круглом столе в рамках Конгресса соотечественников, откровенно высказался в том духе, что "мадам Терешкова не владеет ситуацией, хотя на нее и возлагают большие надежды" (о чем, напомним, "НГ" писала задолго до конгресса - и без всякого тлетворного влияния Запада). Чтобы снова не наступать на грабли незабвенного Миннаца, с одной стороны, безусловно нужно создать государственную структуру, профессионально занимающуюся проблемами соотечественников и координацией их решения, а с другой стороны, в деле защиты прав русской диаспоры не может быть никакой монополии, ибо любая монополия ограничивает объективную информацию - и немедленно превращается в новую кормушку для непотопляемой советской номенклатуры.
МИД - КАКОГО ГОСУДАРСТВА?
"День второй" Конгресса соотечественников был посвящен обсуждению разных проблем, в том числе и возможному появлению на горизонте новой российской структуры (например, федерального агентства) - при президенте РФ или МИДе. Так вот, второй вариант был сразу отметен дружным хором: "Только не при МИДе!!!"
Само по себе такое беспрецедентное отношение соотечественников к Министерству иностранных дел России (казалось бы - главному их защитнику), которое в кулуарах и публично не называют иначе как "гнездо птенцов Козырева", должно давно насторожить президентскую команду. Представители Таджикистана, Украины, Латвии, Азербайджана и других стран СНГ откровенно спрашивали на конгрессе: "Российский МИД - это МИД какого государства? Чьи интересы он защищает? Нам давно кажется, что это не Министерство иностранных дел России, а МИД любой другой страны СНГ". Такой сомнительной характеристики на сегодняшний день не удостоилось ни одно внешнеполитическое ведомство - ни в Содружестве, ни в дальнем зарубежье. Факты говорят о том, что такая позиция наших соотечественников не случайна - чиновники МИДа компрометируют и самого президента России, и любое его начинание. На основе многолетних наблюдений можно прийти к однозначному выводу, что многие проблемы - например, принятия российского гражданства да и просто "выхода" на российские структуры - создают┘ сами российские посольства, негласно выполняя "установки", прямо противоположные высказываниям Владимира Путина. Выяснилось к тому же, что на конгресс МИДом и Минфедерации в большинстве своем были отобраны "нужные" люди, которые на самом деле оказались случайными людьми, и даже более того - людьми с криминальным прошлым. Так, в число официальных делегатов конгресса от Латвии не попал, например, доктор филологии, председатель правления Общества российских граждан в Латвии (ОРГЛ) Юрий Ульянов, но зато в их числе таинственным образом, по словам латвийской делегации, оказался некто Виктор Елкин, 1976 года рождения, который шесть лет назад, судя по документам латвийских структур, "совершил тайную кражу имущества, которое связано с проникновением в помещение". В процессе этого "проникновения" г-н Елкин, как следует из судебного постановления от 17 марта 1995 года, переплюнул Паниковского с его жалким гусем - украл гардины, настенное бра, 2 плафона, стол, одеяло шерстяное, тарелки, постельное белье и прочие предметы, необходимые, видно, на чужбине. Латвийские газеты уже в этом году рассказывали о Елкине как об алкоголике и┘ педофиле. Казалось бы, такая красочная биография "соотечественника" (о чем, по словам представителей русских общин Латвии, были своевременно проинформированы Минфедерации и МИД РФ еще до конгресса) должна была насторожить организаторов недавнего мероприятия. Но по неизвестным причинам этого не случилось - и сквозь строгое сито разных российских структур на конгресс попал именно г-н Елкин.
Вообще давно вызывает недоумение практика отбора из стран СНГ на различные мероприятия в Москве "нужных" соотечественников по прямой рекомендации (или под диктатом) посольств или других структур МИД РФ: почему исполнительная власть должна вмешиваться в работу общественных объединений, если мы говорим о гражданском обществе? Тем более что этот "неестественный отбор" со стороны российского МИДа и других ведомств России каждый раз вызывает вопросы. По сути, "благодаря" этой порочной практике (отбора "нужных людей") все эти два дня в Москве наряду с официальным конгрессом проходил "альтернативный" конгресс приехавших за свой счет представителей русской диаспоры СНГ - из числа тех, которых "не пропустили" МИД РФ и Минфедерации. По свидетельству "альтернативных" делегатов, в Москву на бюджетные средства России лихо прокатились (в массе своей) люди случайные.
"СТРУКТУРИРОВАНИЕ" РУССКОЙ ДИАСПОРЫ
Обо всех проблемах, разумеется, сказать за два дня было невозможно, тем более что явно прослеживалась "установка" не очень-то откровенничать с соотечественниками. Об этом представители дальнего русского зарубежья откровенно высказывали свое мнение обозревателю "НГ": "Это не съезд соотечественников - это съезд чиновников, а мы хотели бы говорить друг с другом без надзирателей и цензоров, откровенно и обо всем". За кадром официоза остались вопросы конкретной правовой защиты, вопросы гражданства, русского бизнеса, русского образования и т.д. Поэтому, говоря о "структурировании русской диаспоры", надо иметь в виду на ближайшее будущее не нынешнее чиновничье "структурирование" русских диаспор (построить всех в одну шеренгу - и чтоб пели хором!), а непрерываемый диалог российской власти с диаспорой по конкретным вопросам. Это и будет частью "новой экономической политики" российской власти по отношению к соотечественникам, поскольку любая долгосрочная стратегия и любая реальная политика - всегда экономическая.
НЭП: НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДИАСПОРЫ И ВЛАСТИ
За прошедшие десять лет русская диаспора в СНГ, подобно своим "дальним" собратьям, научилась выживать самостоятельно, без помощи Российского государства. Это не значит, что помощь России вообще не нужна: это значит, что нужна осмысленная помощь на качественно другом уровне, чем "помощь" вечного политического собеса, вечно делящего гроши между нищими. "Нэп" со стороны российской власти - это, по сути, установление партнерства с диаспорой на новом уровне, создание благоприятных условий прежде всего для русского бизнеса в странах СНГ, который сам "вытащит" многие проблемы соотечественников. Кроме того, в этом бизнесе сейчас кровно заинтересованы укрепившиеся в Европе и США когда-то покинувшие СССР эмигранты, которые нуждаются в рынке новой России. Дело российской власти - не мешать этому диалогу, а создавать для него и в самой России, и в ближнем зарубежье нормальные условия. Политический и финансовый потенциал всей зарубежной русской диаспоры может очень пригодиться в силу разных причин самой российской власти, не говоря уже о российском обществе. А для "новой экономической политики" нужны новые люди и новые кадры.