ПОКА весь деловой мир гадал, как повлияет афганская операция США на экономическую ситуацию, и с замиранием сердца следил за фондовыми рынками и нефтяными ценами, в России произошли два знаковых события. Первое - отток капиталов за рубеж за последнее время сократился по сравнению с прошлым годом. Вторая новость состоит в том, что правительство пока не готово проводить валютную либерализацию и хочет во что бы то ни стало отложить ее на неопределенный срок. Опасения чиновников Белого дома ухудшить макроэкономические показатели теперь, похоже, окажутся оправданными. Отток капиталов за рубеж действительно увеличится, и не в последнюю очередь из-за разочарования бизнеса в валютной политике правительства.
Если верить цифрам, то отток капитала за девять месяцев этого года оказался на 8,4% ниже, чем за аналогичный период 2000 года, - 14,1 млрд. долл. против 15,4. Причем особенно заметно бегство капитала уменьшалось весной и в начале лета. В 2-3 раза снизились все основные параметры, по которым экономисты подсчитывают размер покинувшего страну капитала: прирост просроченного долга иностранных фирм, невозврат экспортной выручки, фиктивный импорт и "чистые ошибки и пропуски", отражающие движение капитала по черным, скрытым от государства, каналам. Аналитики называют несколько причин этого снижения. Среди них - налоговая реформа, в частности снижение подоходного налога до 13%, а также изменения в системе взымания единого социального налога. Не последнюю роль в этом процессе сыграли и развитые страны, активно борющиеся с отмыванием грязных денег и ужесточившие контроль за финансовыми операциями после терактов в США. Кроме того, одной из причин сокращения оттока капиталов из страны является изменение в соотношении роста импорта и экспорта. Как считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, рост реального курса рубля наряду с до сих пор нерешенными структурными проблемами сдерживает экспорт и стимулирует импорт: за первые три месяца 2001 года экспорт товаров и услуг превысил прошлогодний уровень на 2,4%, а импорт - на 19,8%. По мнению экономиста, вследствие этого большая часть валюты остается в стране, а не уходит за рубеж.
Немаловажную роль в уменьшении оттока капитала, по мнению аналитиков, сыграл и тот факт, что деловые круги активно готовились к проведению либерализации валютного законодательства. Летом Владимир Путин после совещания с лидерами РСПП потребовал от правительства в обязательном порядке внести в Думу уже в весеннюю сессию законопроект, снижающий размер обязательной продажи валютной выручки с 75 до 50%. А ведомство Германа Грефа вообще обещало предпринимателям ее ликвидацию с 2004 года, а также отмену подавляющей части валютных ограничений. Однако вице-премьер правительства и министр финансов Алексей Кудрин принял решение, фактически изменившее судьбу валютной либерализации в стране, о передаче законопроекта в свое ведомство, уже тогда без особого вдохновения относившееся к либеральным настроениям Минэкономразвития и РСПП.
Подготовленная в Минфине концепция закона резко отличается от того, что было изначально заложено в этот проект. Ведомство Кудрина сохранило нормы, против которых активно возражали предприниматели. Из наиболее спорных в минфиновском проекте сохранились действующие в настоящее время нормы об обязательной продаже валютной выручки, а также требования о получении разрешения правительства и Центробанка на многие операции, в частности на перевод денег со счета в России на свой счет за границей для юридических лиц. Более того, согласно подготовленному в Минфине проекту, президент получает возможность на полгода ограничивать осуществление валютных операций. Таким образом, правительство стало явно тормозить процесс либерализации валютного законодательства в стране.
Такая позиция правительства вызывает удивление у представителей бизнеса. Предприниматели не устают повторять, что ограничения все равно обходятся. Однако Минфин почему-то этого замечать не хочет. Тенденция на сокращение оттока капитала из России может быть загублена, причем по вине финансового ведомства страны.