ВТОРОЕ бюджетное чтение прошло вчера по тому сценарию, который для этой процедуры и был прописан заранее: все предложения об увеличении либо уменьшении расходов в том или ином разделе, которые думским комитетом по бюджету были согласованы с правительством и в этом виде рекомендованы нижней палате, были приняты депутатами без каких-либо изменений. Не нашедшие поддержки исполнительной власти и ее сторонников на Охотном Ряду инициативы были последовательно - одна за другой - отклонены большинством голосов. После чего проект закона о федеральном бюджете на 2002 год был принят во втором чтении: 297 депутатов проголосовали за этот документ, 126 высказались против, а один воздержался.
Вчерашнее дополнительное пленарное заседание Государственной Думы, созванное специально для дискуссии по бюджету-2002, началось с доклада председателя бюджетного комитета нижней палаты Александра Жукова. Он объяснил, что было сделано для того, чтобы депутаты увидели нынешнее, по его словам, "сбалансированное распределение" денег по всем разделам расходной части документа. Как известно, сокращение претерпели два из них: "Международная деятельность", уменьшенный на 2,525 млрд. руб., и "Обслуживание государственного долга", урезанный на 4,725 млрд. Полученные таким образом резервы вместе с оговоренными еще при первом чтении 51,8 млрд., составившие в сумме чуть больше 75,5 млрд. руб., и были "розданы" в ходе подготовки ко второму чтению. Наибольшее увеличение получили разделы "Социальная политика", потолстевший на 24,1 млрд., "Финансовая помощь бюджетам других уровней" - на 16,5, "Дорожное хозяйство" - на 14 млрд. Более чем на 7,5 млрд. выросли расходы по разделам "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" и "Промышленность, энергетика и строительство". 4,5 млрд. руб. было выдано дополнительно сельскому хозяйству и по два с небольшим миллиарда национальной обороне и разделу "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика". Миллиард с хвостиком получили здравоохранение и физическая культура вместе. Остальные разделы также были немного увеличены: одни на несколько сотен миллионов, а другие - на несколько десятков. Как и положено по процедуре обсуждения любого закона, депутатам было предложено вынести на отдельное голосование поправки, к которым у них имелись либо пристрастия, либо претензии. Однако к той части, в которой были сгруппированы поправки, рекомендованные бюджетным комитетом к одобрению, замечаний фактически не было. Зато из таблицы, в которой содержались поправки, предназначенные к отклонению, депутаты выделили для отдельного голосования более 40 пунктов. Все они представляли собой связанные группы, в которых одна или две поправки предлагали сократить какой-то раздел, а другие распределяли полученные таким образом деньги. В основном сокращению в большем или меньшем объеме авторы поправок предлагали подвергнуть расходы на государственное управление, международную деятельность и обслуживание государственного долга, а увеличению - на образование, сельское хозяйство, науку, национальную оборону и промышленность. Однако все подобного рода инициативы поддержки большинства нижней палаты не получили, что и предполагалось с самого начала.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин уже с середины вчерашнего дня уверенно заговорил о том, что по результатам второго чтения бюджет-2002 сохранит свои "прочность и реалистичность". Кстати говоря, г-н Кудрин вчера также отверг все пессимистические прогнозы по поводу тех же самых "прочности и реалистичности" в связи с падением цен на нефть ниже того уровня в 23,5 доллара за баррель, который предусматривался в макроэкономическом прогнозе, легшем в основу проекта федерального бюджета на будущий год.