ДЕЛОВЫЕ круги ломают голову, как совместить соблюдение правил игры и принцип, согласно которому побеждает сильнейший. Множество копий уже сломано вокруг того, какой статус должен иметь Кодекс корпоративного управления и нужно ли наказывать нарушителей установленных им норм. Впрочем, большинство российских топ-менеджеров пока воспринимают кодекс только как инструмент создания собственного положительного имиджа в глазах коллег и инвесторов. При этом положения документа о соблюдении этических норм, по мнению бизнесменов, должны носить чисто рекомендательный характер. Такие выводы можно сделать из результатов исследования о готовности российских предприятий к введению Кодекса корпоративного управления. Оно было проведено Ассоциацией менеджеров и Российским институтом директоров при участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) на основе опросов топ-менеджеров 100 крупных российских предприятий. Итоги исследования сегодня будут обсуждаться на круглом столе с участием представителей отечественного бизнеса.
Корпоративные кодексы существуют во многих развитых странах, например, в Бельгии, Великобритании, Германии, Франции, Японии, США. Их положения не обязательны для исполнения, однако отказ следовать нормам корпоративного управления может не только испортить имидж компании, но и, как следствие, повлиять на ее экономическое положение. В этих странах кодекс часто служит своеобразным инструментом для урегулирования споров между акционерами и менеджментом и акционеров между собой. А в истории российского бизнеса подобных конфликтов было и остается немало, и для их разрешения отечественные предприниматели используют далеко не самые благородные способы. Как показали результаты исследования, пока российские деловые круги не видят возможности отказываться от добрых услуг гражданки Егоровой (после ее иска был перекрыт экспорт нефти "ЛУКОЙЛа") и ей подобных, а также помощи органов внутренних дел. "На данном этапе пока отсутствуют существенные подтверждения тому, что они (менеджеры) рассматривают кодекс как практический инструмент, облегчающий решение споров", - говорится в отчете о результатах исследования. По мнению Александра Дынина, руководителя исследовательской группы, деловое сообщество в целом не верит в действенность механизмов саморегуляции и во многом полагается на государство.
При этом кодекс для предпринимателей становится хорошим ресурсом для улучшения репутации своего бизнеса. Исследование показывает, что "на данном этапе компании рассматривают кодекс прежде всего как инструмент повышения своего имиджа". Часть бизнесменов также считают, что исполнение норм кодекса сможет повысить инвестиционную привлекательность их компаний. Совершенно очевидно, что при таком подходе Кодекс корпоративного управления для бизнеса становится скорее сводом полезных советов. Большинство менеджеров считают, что кодекс необходим только в качестве рекомендаций и должен содержать общие этические нормы, на основании которых компании могут самостоятельно определять конкретные правила игры.
В условиях, когда главным приоритетом для бизнеса становится его внешний образ, топ-менеджмент считает, что излишняя открытость вряд ли пойдет на пользу компании. Раскрытие информации о собственной деятельности необходимо только для тех компаний, акции которых выставляются на продажу на фондовых рынках, считает почти половина предпринимателей. Не готовы менеджеры и обеспечивать полной и надежной информацией акционеров, которые должны иметь доступ к сведениям о деятельности компании.
Впрочем, сам факт того, что бизнес решил внедрить в жизнь Кодекс корпоративного управления, говорит о многом. Как считают в ассоциации менеджеров, его нормы будут способствовать формированию менталитета российского бизнеса. Ряд крупных компаний уже стали внедрять нормы деловой этики. Однако для того чтобы весь российский бизнес неукоснительно соблюдал правила игры, потребуется немало времени.